Психология развития человека.
Как рождается идея
Например, идея вилочного погрузчика, который позволяет, не прилагая усилий, перемещать самые тяжелые грузы, пришла в голову изобретателю, когда тот стоял в пекарне. Он обратил внимание на то, как стальными «пальцами» вынимаются пончики из печи, и подумал: «А почему та же самая идея не может сработать и на складе?»
Точно так же идея печатного пресса впервые пришла в голову Иоганну Гутенбергу, когда тот следил за работой виноградного пресса. Он уже давно размышлял над тем, как ускорить изготовление книг; по существовавшей тогда технологии слова старательно вырезали на деревянных досках, а затем клали на них бумагу. Виноградный пресс подсказал идею перенесения изображения на бумагу путем прижимания к ней свинцового штампа с краской.
Какая связь между рабочим местом секретаря и операционной? Или между дельфинами в океанариуме штата Флорида и обучением детей с синдромом Дауна? «Никакой», — скажет большинство людей.
Однако творческие люди разглядели очень ценную связь. Хирурги теперь применяют скрепки вместо ниток, чтобы сократить время и потерю крови. А Дэйвид Натансон, профессор психологии из Флоридского международного университета, продемонстрировал, что молодые люди с синдромом Дауна быстрее учатся говорить, если находятся в бассейне вместе с дрессированными дельфинами.
У него родилась идея этого эксперимента, когда он обратил внимание на то, что те дети, которые не могли сидеть спокойно и слушать учителя, играли со щенком в течение четверти часа. Размышляя над тем, как этот интерес к животным можно лучше всего использовать в преподавании, он решил использовать дельфинов.
Помимо поиска связей между идеями, с которыми вы сталкиваетесь сегодня, вы можете также поискать связи, которые вы не замечали в прошлых событиях и наблюдениях. Наверняка вы помните о тысячах событий, которые вы относите к одной категории, хотя их можно классифицировать по нескольким категориям. Например, ребенком вы решили искупаться, заплыли слишком далеко от берега, барахтались, паниковали и едва не утонули, пока товарищ не выручил вас.
Вероятно, это событие и связанные с ним обстоятельства в вашем уме находятся в категории как я едва не утонул. Но поразмышляйте над другими возможными категориями: влияние страха на поведение; важность того, чтобы дети слушались родителей; роль самопожертвования в дружбе. Находя больше связей между прошлыми событиями и наблюдениями, вы приумножаете свой запас полезной информации.