Психология развития человека.
Когда проблемы становятся спорными вопросами
Они могут, конечно, быть более многочисленны, чем идеи к приведенных выше примерах. Тот факт, что вопросительные предложения вида «Как можно?» лучше всего формулируют проблемы, вопросительные предложения «Является ли?», «Делает ли?» или «Должен ли?» лучше всего формулируют спорные вопросы, не означает, что. вопросительные предложения других видов бесполезны. Он означает только, что вопросы других видов не сосредоточиваются на задаче, а имеют иную цель. Вопросы, требующие информацию — такие, как «Кто?», «Что?», «Когда?» и «Где?», — полезны на этапе исследования. А анализирующие вопросы — такие, как «Почему?» и «Как?», — полезны при оценке и доработке идей.
Когда проблемы становятся спорными вопросами
Полемический вопрос можно создать там, где его не было. То, как мы формулируем проблему (или — на более позднем этапе — конкретное решение, которое мы выбираем), может вызвать серьезное возражение. Рассмотрим, например, последнюю формулировку проблемы наркотиков: «Как можно находить и уничтожать посевы растений, из которых производятся наркотики, до того как будет собран урожай?» Даже люди, активно участвующие в войне с наркотиками, могут отреагировать следующим образом: «Большую часть растений, применяемых для производства наркотиков, можно использовать для других целей.
Это моральная ошибка — уничтожать такие растения, особенно если их находят в других странах на полях бедных фермеров». Озабоченные тем, что большое число молодых людей бросают школу, чиновники штата Западная Вирджиния (а эта проблема существует и в других штатах) придумали оригинальный способ, как заставить молодых людей посещать школу, — изымать водительские удостоверения у школьников в возрасте от 16 до 18 лет, которые пропускают занятия. Школа уведомила об этом департамент автотранспорта, который прислал письмо нарушителю, требуя либо возобновить посещение школы, либо сдать свое водительское удостоверение.
Это решение, однако, вызвало полемику. Некоторые люди утверждали, что оно нарушает права школьников и что оно перекладывает ответственность за несовершеннолетних с их родителей на государственный орган. Хорошие мыслители восприимчивы к следствиям, вытекающим как из своих вопросительных, так и из своих утвердительных предложений. Всякий раз, когда ваши вопросительные или утвердительные предложения создают спорный вопрос, реагируйте на него немедленно.
В случае с уничтожением растений для производства наркотиков это будет означать задать вопрос: «Есть ли такие ситуации, в которых будет моральной ошибкой уничтожать подобные растения?» — и разрешить его. (Если вы решили, что наиболее обоснованный ответ утвердительный, то вы, конечно, либо скорректируете, либо снимете вопрос «Как можно находить и уничтожать посевы?») А в случае со школьной акцией в Западной Вирджинии это будет означать задать вопрос: «Не нарушает ли эта акция прав школьников? Не снимает ли она ответственность с родителей? Является ли эта акция правомерной?»