Психология развития человека.
Привычка мыслить о своем мышлении
Более конкретно: помните свои первоначальные впечатления относительно проблем и спорных вопросов, особенно те впечатления, которые побуждают вас занять позицию, не раздумывая, не проверив фактов и не взвесив конкурирующих доводов. Когда такие чувства нарастают, не уступайте им, а контролируйте их и заставляйте себя быть объективными.
Упражнения-разминки
Помните, что в отличие от практических заданий упражнения-разминки не связаны с конкретным содержанием данного урока. В них может потребоваться творческое мышление, критическое мышление или то и другое.
3.1. Как только вы входите в комнату, ваш сосед останав-ливает вас вопросом: «Ты изучаешь курс по развитию мышления, поэтому ответь: если совершенство в чем- либо людям не под силу, какой смысл в том, чтобы стремиться преуспеть в этом?» Что вы ответите?
3.2. Ваша маленькая племянница выглядит озадаченной. Вы спрашиваете ее, что случилось, и она говорит: «Я не понимаю: мы дуем на руки, чтобы согреть их, когда холодно, и дуем на еду, чтобы ее остудить, когда она горячая. Почему мы дуем на предметы, чтобы сделать их и горячими, и холодными?» Составьте ясный и содержательный ответ.
3.3. В приступе негодования студент Бертрам выдает следующую аргументацию. Решите, обоснованна ли она, и подробно объясните свою точку зрения. Я бы еще понял, если бы преподаватель не принял у меня зачет, потому что я не делал домашних заданий. Но я делал их регулярно. Поэтому я заслуживал, чтобы он у меня его принял.
Практические задания
3.1. Внимательно прочтите следующий диалог, отыскивая недостатки в мышлении. Если вы найдете недостаток, определите его и объясните, что здесь не так, достаточно подробно, чтобы убедить человека, который прочел этот фрагмент, но не увицел никаких недостатков. Если вы найдете два недостатка или больше, определите их и объясните, что вы думаете о каждом из них.
ЭДНА: Профессор, я не очень люблю жаловаться, но мне кажется, что этот курс композиции дает мне меньше, чем я ожидала.
ПРОФЕССОР: Неужели? И в чем же, по-твоему, проблема?
ЭДНА: Ну, вы заставляете нас писать чуть ли не через день, если учесть краткие отзывы о прочитанном и длинные эссе. Однако многое из того, что пишется, похоже, пишется впустую: вы исправляете только около половины заданий.
3.2. Вернитесь к упражнениям в Уроках 1 и 2. Вспомните свои отзывы. Обдумайте, не были ли эти отзывы вызваны какой-либо из дурных привычек, обсуждавшихся в этом уроке. Обсудите свои выводы. (Примечание: Выполняя это задание, вы, скорее всего, будете сопротивляться признанию такого влияния. Преодоление этого сопротивления — знак того, что вы мыслите эффективно.)