Психология развития человека.
Избавление от дурных привычек
Тщательно проверив такие впечатления, вы зачастую сможете определить, какая из дурных привычек — сопротивление переменам, например, или стереотипное представление — мешает вашему мышлению. Марвин и Марта оба читают одну и ту же журнальную статью, которая обсуждает научную книгу о жизни после смерти. Статья объясняет, что книга представляет собой исследование переживаний 116 человек, пребывавших между жизнью и смертью, и их последующих воспоминаний о том, как они вылетали из своих тел, а в некоторых случаях двигались в темном туннеле навстречу яркому свету.
Она также указывает, что автор — профессор медицины, который начал это исследование как скептик и проводил его сугубо научными методами. Наконец, она отмечает, что, хотя автор лично верит в жизнь после смерти, он не утверждает, что его исследование доказывает, что она существует, и не предлагает своих выводов в поддержку какой-либо конкретной религиозной точки зрения. По мере того как Марвин читает статью, в нем растет сильное чувство: «Вот оно — доказательство того, что жизнь после смерти существует, — как раз то, что нам нужно, чтобы показать скептикам, сомневающимся и маловерам».
Именно потому, что он просто уступает этому чувству, не проверив его, Марвину не удается осознать, что оно маскирует мышление «мое лучше», стереотипное представление и конформизм. В тот же день вечером в закусочной Марвин может заявить, что автор этой книги — адепт религии, которую исповедует Марвин, и что «все научное сообщество» наконец «согласилось», что воззрение Марвина на жизнь после смерти — «бесспорная истина». Весьма отличное, но не менее сильное чувство растет и в Марте, когда она читает статью: «Еще одна бессмыслица тупых религиозных шарлатанов, которые не могут принять реальности забвения».
Она тоже уступает чувству, не задав ни единого вопроса и, следовательно, не сумев осознать, что оно — смесь тех же самых ошибок: мышления «мое лучше», стереотипного представления и конформизма. На следующий день за обедом она рассказывает подругам, что в этой книге нет ничего ценного, называя ее «жалкой попыткой» промыть людям мозги. Самообман Марвина и Марты может казаться смешным, но на деле он печален.
Не осознавая его, каждый из них читал без всякой пользы, оставаясь в состоянии невежественной самоуспокоенности, вместо того чтобы приобрести знания и вырасти. Каждый из них заменил рассмотрение и оценку идей тем, что Хеншоу Уорд назвал thobbing («тоббинг»). В этом понятии соединены th от thinking («мышление»), о от opinion («мнение») и b от believing («убеждение»). Всякий раз, когда люди мыслят мнениями, которые устраивают их, а затем убеждают себя в них, они занимаются «тоббингом».