Психология развития человека.
Подход к дилеммам
Такие ситуации крайне неприятны. Какой бы вариант мы ни избрали, он кажется неправильным. «Решить невозможно», — говорим мы себе. К таким ситуациям лучше всего подходить, имея в уме ясную стратегию. Следующая стратегия поможет вам преодолеть замешательство и нерешительность:
1. Помните, что вам не нужно классифицировать свои варианты выбора в простых понятиях хорошо—плохо. Вы можете взглянуть на них более квалифицированно. Чтобы сделать это, спросите себя, куда каждый вариант попадает на этой шкале: Лучше всего Лучше Хорошо Плохо Хуже Хуже всего Примечание. Этот метод поможет вам найти различия между вариантами, которые на первый взгляд кажутся одинаково моральными.
2. В ситуациях, когда все варианты выбора хороши, решите, какой является наибольшим добром. В ситуациях, в которых нет ни одного по-настоящему хорошего варианта, решите, какой является наименьшим злом.
Упражнения-разминки
Помните, что упражнения-разминки не имеют непосредственного отношения к текущему уроку, и в них, как правило, рассматриваются менее важные вопросы, чем в практических заданиях. Они задуманы главным образом для того, чтобы «разогреть» ваше мышление, поэтому при их выполнении будьте как можно смелее и изобретательнее.
2.1. Ваша племянница-дошкольница задает вам следующий вопрос: «Можно ли помнить будущее?» Придумайте ответ, достаточно простой и ясный, чтобы она поняла.
2.2. Если я говорю «Увидимся завтра» три дня подряд, говорю ли я одно и то же каждый раз? Подробно объясните свой ответ.
2.3. Человек идет вверх по спускающемуся эскалатору, а тот движется быстрее, чем человек поднимается. Идет ли он вверх или вниз? Подробно объясните.
Практические задания
2.1. Внимательно прочтите следующий диалог, отыскивая недостатки в мышлении. Если найдете недостаток, определите его и объясните, что здесь не так, достаточно подробно, чтобы убедить человека, который прочел этот фрагмент, но не увидел никаких недостатков. Если вы найдете два недостатка или больше, определите их и объясните, что вы думаете о каждом из них.
КЛЕМ: Можешь ли ты поверить в эти байки, что рассказываются в Уроке 2 про истину и мнение? Я хочу сказать, что это полная чушь.
КЛАЙД: Не знаю... по мне, это имеет какой-то смысл.
КЛЕМ: Слушай, ты что, смеешься? Как этот очкарик — автор учебника может рассказать мне, что есть истина для меня? Он — это он, а я — это я. Как он может смотреть моими глазами и решать за меня? Только я могу это делать.
КЛАЙД: Но подожди минутку...
КЛЕМ: Нечего ждать! Тебя сбили с толку все эти слова, парень. Как эти байки про мнение. У нас демократия, так? Это при диктатуре правительство может говорить, какое мнение правильное, но не у нас. Мое мнение ничем не хуже, чем мнение кого-нибудь другого. Так сказано и в Конституции.