Психология развития человека.
Обсуждение моральных вопросов
Полиция нашла их там, голодных; младший лежал, зажатый между матрацем и стеной, облепленный мухами и тараканами, а старший возился на оконном карнизе на втором этаже. Полиция рассудила, что мать допустила халатность, и суд согласился.
Так что, полиция была не права, вынеся это суждение? Нет. Избежать суждения было невозможно. Либо мать допустила халатность, либо нет. Как бы ни было трудно судить о таких моральных вопросах, мы должны выносить суждения о них. Ценностное суждение лежит в основании нашего общественного порядка, а также нашей правовой системы. Качество наших законов напрямую зависит от качества наших моральных суждений.
Общество, которое судит о чернокожих как о неполноценных, вряд ли одобрит равноправное отношение к чернокожим. Общество, которое убеждено, что место женщины у очага, вряд ли гарантирует женщинам равные возможности при устройстве на работу. Другие люди принимают ценностные суждения, пока те выносятся в пределах данной культуры, но не относительно иных культур.
Понятия правильного и неправильного, убеждены они, в различных культурах различны. Это верно, что к поступку, который не вызовет одобрения в одной культуре, могут терпимо отнестись в другой, но эта степень различий часто сильно преувеличена.
Когда мы впервые сталкиваемся с незнакомым моральным воззрением, мы так склонны обращать внимание на различия, что не замечаем сходств. Например, в средневековой Европе животных судили за преступления и часто казнили. Так, тараканов и других жуков иногда отлучали от церкви.
Звучит нелепо, не правда ли? Но когда мы всмотримся в то, что стоит за нелепостью, мы поймем, что фундаментальное воззрение — а именно, что некоторые поступки являются предосудительными и не должны оставаться безнаказанными, — не так уже странно. Идея, обосновывающая то, что человек, укушенный, скажем, собакой, пострадал и требует правосудия, из того же ряда. Единственное отличие — наше неприятие идеи о том, что животные ответственны за свое поведение.
Так допустимо ли нам выносить суждения о моральных стандартах иных времен или мест? Да, если мы делаем это вдумчиво, а не просто делаем вывод, что все, что отличается от нашей точки зрения, обязательно неправильно. Мы можем сказать, например, что культура, которая относится к женщинам как к собственности или придает меньше ценности их жизни, чем жизни мужчин, поступает аморально, отказывая женщинам в их человеческих правах. Рассмотрим еще примеры.