Психология развития человека.
Примеры упражнений и отзывов
По этой причине нет единой формулы для выполнения этих упражнений. Следующие примеры упражнений и отзывов, хотя довольно типичные, являются скорее иллюстрациями того, что можно сделать, чем моделями, которые следует рабски копировать.
Упражнение 1
Задание. Проанализируйте следующее высказывание, решив, обоснованно ли оно, и если да, то в какой степени. Подробно объясните свою мысль. Результаты последнего общенационального экзамена обнаружили, что показатель владения навыком чтения у 75% американских старшеклассников ниже среднего.
Отзыв
Я не знаю, является ли это высказыванием о факте. Но могу сказать, что оно может иметь разные значения, в зависимости от того, как интерпретировать слово «средний». И эти различные значения влияют на обоснованность данного высказывания. «Ниже среднего» может означать «ниже показателя, который половина старшеклассников достигала в предыдущие годы». Или оно может означать «ниже показателя, считающегося минимально приемлемым». В каждом из этих случаев данное высказывание обоснованно и с таким же успехом может быть высказыванием о факте. Но есть и более техническое определение словосочетания «ниже среднего». Оно может означать «среднего арифметического (показатель, получаемый от деления суммы показателей всех старшеклассников на общее число старшеклассников)». Я Не уверен, возможно ли, даже математически, что 75% могут оказаться ниже среднего, но я знаю, что это очень маловероятно. Поэтому, если высказывание говорит именно это, то оно не.очень обоснованно.
Упражнение 2
Задание. Внимательно прочтите следующий диалог. Затем реши-те, имеет ли смысл то, что в нем высказывается (или подразумевается). Подробно объясните свои доводы.
ДЖОН: Как ты считаешь, имеют ли сегодня массы власть в Соединенных Штатах Америки?..
БИЛЛ: Это зависит от того, какие группы ты включаешь в «массы». Включаешь ли ты в них работников умственного труда: врачей, адвокатов, учителей?..
ДЖОН: Учителей? Но они не так много зарабатывают.
Отзыв
Последняя реплика Джона обнаруживает посылку, что деньги являются основанием для определения статуса умственного тру-да. Эта посылка необоснованна. Если бы мерилом служили деньги, то адвокат, имеющий небольшую практику, не считался бы работником умственного труда, а хорошо зарабатывающий сан-техник считался бы. Если продавцу-стажеру в магазине досталась бы в наследство от тетушки большая сумма денег, то сегодня он не был бы работником умственного труда, а завтра был бы. Нет, работник умственного труда — это человек, который занят одним из видов умственного труда — делом, в котором требуется высшее гуманитарное или научное образование и та или иная форма дальнейшей специализации. То, сколько человек зарабатывает, к делу не относится.
Упражнение 3
Задание. У Ровены три обыкновенных стакана разной вместимости: 3 унции, 5 унций и 8 унций. Самый большой стакан полон. Что нужно сделать Ровене, чтобы налить по 4 унции жидкости в каждый из двух больших стаканов? Столкнувшись сначала с некоторыми трудностями, пытаясь решить эту проблему в голове, вы создаете визуальное средство, нарисовав три стакана на листе бумаги, как показано ниже. (Вместо этого можно попробовать найти три настоящих стакана соответствующей вместимости.) Что дальше? Вы наливаете жидкость в один из пустых стаканов, в действительности или в вашем воображении. В какой стакан? Не имеет значения. Вы просто заняты делом. Если один способ не подходит, вы пробуете другой. Попробуйте такой подход и посмотрите, сможете ли вы решить эту проблему самостоятельно.