Основы психологии.
«Неустойчивые идеи» в психологии
Вот как он характеризовал психологию:
Ряд голых фактов; немножко сплетен и расхождений во мнениях; некоторая классификация и обобщения на чисто описательном уровне; сильное предубеждение в пользу того, что мы в самом деле имеем состояния сознания и что их определяет наш мозг, — однако ни единого закона в том смысле, как представляет нам законы физика, и ни единого утверждения, из которого могли бы быть логически выведены следствия.
Сравните это с тем, чем стала психология: огромное нагромождение фактов, уже не голых, а обработанных изобретательными статистическими методами; множество сплетен и расхождений во мнениях, однако по большей части касающихся проверяемых интерпретаций и теорий; множество классификаций и обобщений на теоретическом уровне; большое количество законов и утверждений, касающихся состояний сознания и их связи с мозговыми процессами, следствия из которых могут (и часто бывают) логически выведены и подвергнуты проверке. Психология давно переросла стадию надежды на науку и стала наукой в действительности.
Однако стала она наукой, в отличие от большинства других ставящей в тупик и вызывающей тревогу. В естественных науках знание носит кумулятивный характер и ведет к более глубокому пониманию природы. Теория относительности не опровергла ньютоновскую физику, но включила ее в себя и обратилась к феноменам, наблюдать которые Ньютон не мог; современная теория эволюции не опровергает дарвинизм, а добавляет детали, исключения и более сложные факторы, объясняющие факты, о которых Дарвин не знал. В отличие от этого психология породила множество специальных теорий, которые позднее или были опровергнуты, или оказались приложимы лишь к ограниченной совокупности феноменов и не стали базисом для более крупной и более общей теории.
Типичным примером этого является бихевиоризм. Более того, психология богата тем, что Джером Каган называет «неустойчивыми идеями», — концепциями и теоретическими положениями, не относящимися к установленным и неизменным явлениям и являющимися субъективными и меняющимися. В отличие от физических феноменов, которые представляют собой события в физическом мире, многие из психологических феноменов касаются значения определенных событий для человека; два психолога, употребляющих один и тот же термин, могут говорить о совершенно разных вещах. Каган, обратившись к своим ранним работам, «обнаружил, к своему смущению, что придавал фиксированные значения таким идеям, как взросление, память и непрерывность настроения и привычки».
Сегодня, по его словам, он видит, что значения этих и многих других идей в психологии меняются по мере того, как исследователь набирает данные. Один психолог описывает и изучает страх как набор биологических явлений, другой — как внутренний опыт испытуемых, который они переживают, когда пугаются. Однако эти два множества не примыкают друг к другу: часто у человека, испытывающего страх, биологические его признаки отсутствуют, а проявлению таких признаков не сопутствует эмоция. Истинность предположительно научных заключений о страхе зависит от того, что исследователь подразумевает под этим термином.