Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Использование символов, отражающих скрытую ненависть или страх

Печально известным примером такового является серия рекламных материалов, разработанных покойным Ли Атуотером, руководителем президентской кампании Джорджа Буша 1988 года, обвинявших Майкла Дукакиса в том, что по его вине получил увольнительную на уик-энд осужденный убийца Уилли Хортон, который, оказавшись вне тюрьмы, подверг пыткам мужчину и изнасиловал женщину. Истинной целью этой рекламы было использовать против Дукакиса впечатление, производимое портретом Хортона — отвратительного опасного негра. Все это примеры использования в рекламе и пропаганде факторов принуждения, воздействующих на подсознание.

Мы во время своего путешествия по истории психологии видели и другие, среди них технику «нога в двери» для сбора пожертвований (попросив о маленьком одолжении, потом вернуться и попросить о большем) и эксперименты Канемана и Тверски по ошибочному принятию решения (предложение, сформулированное так, что речь шла о возможности выигрыша, было выбрано гораздо большим числом испытуемых, чем статистически равноценное предложение, но сформулированное с указанием на возможность проигрыша). Тысячи исследований были проведены для изучения многочисленных других факторов, влияющих на принуждение, и многие открытия использовались и продолжают использоваться создателями рекламы, политиками, религиозными деятелями, активистами разных направлений и другими.

Поскольку эти открытия используются для того, чтобы манипулировать американцами и заставлять их принимать решения на основе неосознанной мотивации и страха, они являются злоупотреблением психологией — не таким страшным, как злоупотребление физикой для создания ядерных бомб или биологией для создания бактериологического оружия, но тем не менее не мелким и не невинным. Однако давайте закончим рассмотрение данного предмета на более веселой ноте. Одной из самых пугающих форм скрытого принуждения, как оказалось, можно не бояться. В 1957 году Джеймс Викари, специалист по рынку, сообщил, что во время демонстрации фильма «Пикник» в кинотеатре Форт Нокса каждые 5 секунд на 1/3000 секунды проецировал на экран надписи «Пейте кока-колу» и «Если голоден, ешь попкорн».

Ни один зритель, по его словам, не заметил надписей, но за время шестинедельных испытаний продажи кока-колы выросли на 18,1%, а попкорна — на 57,7%. Сообщение оказалось сенсационным. Общественность пришла в ужас, критики социального строя выступили с паническими обращениями, подсознательная реклама на радио и телевидении в 1970-е годы стала крупным бизнесом, в универмагах в транслируемую музыку начали включать необнаруживаемые предостережения против карманников, а Федеральная комиссия по связи постановила, что использование подсознательной рекламы будет наказываться лишением лицензии на вещание. Все это было чепухой. В «Веке пропаганды» Пратканис и Аронсон сообщают о том, что провели обзор более двух сотен научных статей, касающихся подсознательных сообщений.

В большинстве работ не было найдено подтверждений того, что подобные сообщения влияют на поведение, а те исследования, в которых влияние было обнаружено, были «или безнадежно ущербны в методологическом смысле, или не могли быть воспроизведены». В дополнение к этому Пратканис и Аронсон сообщают о забавном эксперименте: Канадская телевизионная корпорация включила подсознательное сообщение в популярную воскресную вечернюю передачу. Текст «Позвоните сейчас» был повторен 352 раза; зрителей предупредили о том, что такое сообщение будет послано, и попросили сообщить, в чем оно заключалось.

Сообщение не отразилось на числе телефонных звонков во время эксперимента, и никто из почти пятисот зрителей, написавших в корпорацию, не представил правильного ответа. Многие, впрочем, явно знавшие об истории Викари, сообщили о том, что стали испытывать голод или жажду во время передачи. Однако все, кто поверил сообщению Викари, оказались обмануты. В статье, напечатанной в 1984 году в «Адвертайзинд Эйдж», Викари признался, что его эксперимент был мошенничеством, имевшим целью привлечь клиентов в его пошатнувшийся бизнес.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум