Основы психологии.
Процедура оценки персонала методом Брэя
После войны он защитил докторскую диссертацию по социальной психологии в Йеле и несколько лет преподавал, но в 1955 году получил счастливую возможность заняться истинным делом своей жизни. Бывший его профессор рекомендовал его в AT&T, где был нужен психолог для проведения долговременной программы по отбору сотрудников, которые могли бы стать менеджерами высокого класса.
В то время AT&T ежегодно принимала на работу шесть тысяч выпускников колледжей и еще тысячи сотрудников переводила на управленческие должности; знание, как отбирать лучших, имело бы огромную ценность. В лице Брэя компания нашла превосходного сотрудника еще до того, как метод отбора был разработан. За год он подобрал команду, разработал протокол оценки и открыл «центр оценок» в офисе компании «Мичиган Белл» — первой компании в системе AT&T, принявшей участие в изучении карьеры менеджера.
В этом центре двенадцать кандидатов на руководящие должности за раз проходили в течение трех дней интервьюирование, заполняли батареи когнитивных тестов, личностных опросников, шкал аттитюдов, проективных тестов и принимали участие в трех поведенческих симуляциях — дискуссии без лидера, бизнес-игре и «ин-баскет», индивидуальном упражнении, при котором каждому кандидату вручались служебные записки, письма и запросы, по которым он Должен был принять решения, написать ответы и т.д. Восемь экспертов, по большей части психологов, в течение недели вели наблюдение за участниками и оценивали их.
Как при любом лонгитюдном исследовании, самым тяжелым для Брэя было ожидание достаточного количества свидетельств того, что метод оценки валиден. Через восемь лет после оценки каждого кандидата и потом на протяжении двадцати лет Брэй проводил повторные оценки. Полученные результаты подтвердили надежность его метода. Через двадцать лет 43% выпускников колледжей, которые по оценке были наиболее многообещающими, достигли четвертого (из шести) уровня в менеджменте, в то время как из оцененных как менее обещающие этого уровня достигли всего 20%.
Из сотрудников, переведенных на управленческие должности, 58% тех, кто получил высокую оценку, достигли третьего и более высоких уровней, в то время как такого же результата добились лишь 22% тех, кто высокой оценки не получил. Опыт Брэя несколько лет не находил распространения, но атмосфера экономического роста 1970-х годов изменила ситуацию; к 1980 году существовало уже около тысячи центров оценки персонала, а к 1990 — двух тысяч. Эта система используется почти во всех промышленно развитых странах: в одной Японии существует 150 центров.
Сегодня процедура оценки может занимать один день (хотя чаще два); она существенно ускорена благодаря замене письменных тестов компьютерными программами и групповыми упражнениями с помощью компьютерных и видеосимуляций. Такому процессу подверглось более двух миллионов человек. Брэй за свои работы был удостоен шести премий; последняя из них присуждена ему Американской психологической ассоциацией за достижения в приложении психологии.