Основы психологии.
С фабрик в офисы
Разработка такой системы не ограничивалась использованием инженерной психологии; она предусматривала приспособление рабочего окружения к психологическим возможностям человека: изменению освещения, уровня шума, периодов отдыха, коммуникаций и других условий так, чтобы они снижали усталость, повышали удовлетворенность работой и преданность сотрудников своей фирме, уменьшали прогулы и текучесть кадров.
С фабрик индустриальные психологи постепенно перебрались в офисы, тестируя претендентов на руководящие должности на предмет лидерских качеств, давая советы по изменениям требований к сотрудникам для предотвращения выгорания и рекомендуя модификацию порядка соподчиненности и внутренних коммуникаций для улучшения командного функционирования и командного решения задач.
То, что сначала было индустриальной психологией, в послевоенную эру стало индустриально-организационной психологией — специальностью, в которой трудится десятая часть современных психологов в Америке. Некоторые из них, желающие выглядеть чистыми учеными, много времени посвящают исследованиям и теории, однако большинство действует так же, как Джек Данлап и другие такие же менеджеры, о чем говорит недавнее высказывание Джина Лапойнта из «Юнайтед фрут компани»:
Как «практик», я сосредоточиваю свое внимание на повседневных организационных проблемах и возможностях: основании новых производств, реорганизации, улучшении работы команд, отборе и подготовке менеджеров, улучшении морального климата и т.д.
Мои интересы переместились со знаний ради знаний на знания ради действий, от правильной методологии на ориентированную на результат деятельность, оттого, что делается небезупречно, на то, что может быть сделано лучше. Я с гораздо большей вероятностью буду читать «Гарвард Бизнес Ревью», чем «Джорнел отАпплайд Сайколоджи».
Мое современное профессиональное развитие включает улучшение умения влиять и знакомство с основами финансов, а не посещение конференций Американской психологической ассоциации или Общества индустриальной и организационной психологии.
Несомненно, многие функции индустриально-организационных психологов носят управленческий характер, поэтому останавливаться на них мы не будем; однако другие, хотя и служат интересам управления, являются по преимуществу психологическими. Рассмотрение двух примеров покажет нам, как психологи применяют свою науку ради улучшения соответствия между людьми и их работой.