Основы психологии.
Транзакционный анализ
Он назвал свой метод гештальттерапией, хотя, как отмечалось выше, такой подход имеет мало общего с гештальтпсихологией. Целью Перлса было заставить пациента осознать чувства, желания, импульсы, от которых он отрекается, но которые в действительности составляют часть его личности, и побудить его выявить те, которые он считает своими, но которые на самом деле позаимствованы у других.
Способ, которым Перле достигал этого, был резко конфронтационным и часто грубым; он включал ряд «экспериментов», «игр» и «трюков», которые должны были провоцировать пациента и заставить его признать правду о собственных чувствах. В видеозаписях эпизодов терапии Перле временами выглядит почти садистом, однако в отношении некоторых пациентов его метод давал очень хорошие результаты. Гештальттерапия была популярна в гуманистических кругах в 1960-е — 1970-е годы; теперь она занимает очень скромное место в мире психотерапии.
Транзакционный анализ
Транзакционный анализ был в моде в 1960-е годы и явился единственной разновидностью психотерапии, которой оказались посвящены две книги, более года входившие в список национальных бестселлеров («Игры, в которые играют люди» Эрика Берна и «Я в порядке — ты в порядке» Томаса А. Харриса). Транзакционный анализ основан на динамических принципах, занимается межличностным поведением и разрешает невротические проблемы на «рациональной» основе — хотя и не благодаря рассуждениям, подобно рационально-эмотивной или когнитивной терапии. Этот метод основывается на интерпретациях терапевтом того, какая из трех составляющих эго ответственна за те или иные поведенческие проявления. Эти составляющие эго, или «я», — способы, которыми пациент действует при «транзакциях».
В каждой данной транзакции — основной единице социального взаимодействия — каждый человек действует в отношении другого как Ребенок (детское «я», в основном эмоциональное, остающееся укорененным в каждом из нас), как Родитель (такой набор взглядов — «можно» и «нельзя» — мы получаем в результате интернализации своего детского восприятия родителей) или как Взрослый (когнитивное «я», зрелое рациональное эго). Хотя эти три состояния эго основываются на неосознанных чувствах, при транзакционном анализе терапевт обращается к ним на сознательном уровне, указывая на то, как пациент и люди, с которыми он контактирует, осуществляют успешную коммуникацию или участвуют в «скрещивающихся транзакциях».
Терапевт раскрывает также многочисленные «игры» — обманные или скрытые транзакции, скрывающие истинный смысл взаимодействия, — в которых пациент играет неподходящую роль. Пациента учат распознавать, в каком состоянии эго он пребывает при транзакциях с другими (и с терапевтом), а также в каком состоянии эго находятся другие по отношению к нему. Под руководством терапевта пациент учится быть Ребенком во время развлечений, но Взрослым, когда требуется серьезное поведение.