Основы психологии.
Гуманистическая терапия
Мы рассмотрели три семейства таких подходов — динамическую, поведенческую и когнитивную психотерапию, — которые в настоящее время представляют основные формы таких попыток, однако существует огромное множество других; почти все они рекламируются своими создателями как более эффективные, более дешевые, более быстрые и научно более обоснованные, чем традиционная психоаналитическая терапия.
До 1950 года существовала примерно дюжина разновидностей психотерапии, но к началу 1970-х годов Моррис Парлофф, бывший тогда руководителем психотерапевтических исследований Национального института психического здоровья, насчитал 130, а к 1988 году Алан Каздин из Медицинской школы Питтсбургского университета после обзора основных публикаций сообщил, что «по осторожной оценке существует свыше 230 альтернативных видов психосоциального лечения».
Какими бы смущающими ни казались эти цифры, психотерапевтические подходы распадаются на относительно небольшое число категорий: три из них мы уже рассмотрели, а на некоторые кинем беглый взгляд.
Гуманистическая терапия В 1950-х годах гуманистическая психология, ядро «движения человеческого потенциала», провозглашенного Маслоу, возникла как «третья сила» или альтернатива фрейдовскому психоанализу, с одной стороны, и бихевиористской психологии — с другой.
Гуманистические психологи скорее с философских, чем с научных позиций возражали против психоаналитической доктрины, согласно которой личность и поведение человека полностью определяются жизненным опытом, особенно детским, а также и против бихевиористского взгляда на поведение индивида как на набор основанных на условных рефлексах откликов на определенные стимулы.
Гуманистическая психология подчеркивает возможность выбирать вид поведения и право действовать по собственному выбору; она утверждает, что поведение следует оценивать не в терминах предположительно объективных научных стандартов, но в соответствии с собственной точкой зрения индивида.
Если человек беззаботен, несоревнователен, нетороплив, это вполне законный стиль его жизни, а не симптом дефекта характера; то же относится к холостому образу жизни в противовес браку, сексуальной свободе в противовес моногамии и другим отклонениям от социальных норм. Это делало гуманистическую психологию очень привлекательной, особенно для молодежи, в индивидуалистические, бунтарские 1960-е годы.