Основы психологии.
Психоаналитические представления о человеческой психике
Поскольку с 1930-х годов обычный режим терапии, проводимой последователями Фрейда и неофрейдистами, состоял из четырех или пяти встреч в неделю (сам Фрейд предпочитал шесть) на протяжении нескольких лет, число пациентов ограничивалось теми немногими, кто был достаточно состоятелен и обладал свободным временем.
Однако после Второй мировой войны появилось гораздо больше перенесших психические травмы ветеранов, чем после Первой мировой: в 1946 году только в госпитали Администрации По Делам ветеранов было госпитализировано сорок четыре тысячи человек; возникла острая потребность в большем числе психотерапевтов и в более быстрых способах лечения. В результате резко выросло число психиатров и клинических психологов, которые во все большей степени использовали психоаналитические концепции и методы.
В то же время психоаналитические представления о человеческой психике, популяризируемые такими писателями, как Андре Бретон, Томас Манн, Артур Кестлер, и художниками-сюрреалистами, сделались модными среди интеллигенции; чтобы считаться авангардистом, нужно было пройти ритуал посвящения — подвергнуться психоанализу. Психоаналитические идеи нашли распространение и среди миллионов простых людей; книга доктора Бенджамина Спока о воспитании младенцев, основанная на фрейдистских взглядах на человеческое развитие, между 1940-ми и 1970-ми годами разошлась в 24 миллионах экземпляров и оказалась самым важным единичным средством, с помощью которого фрейдистская психология повлияла на американское общество.
К несчастью, психоаналитические идеи часто искажались энтузиастами, которые использовали их как оправдание тому, чтобы винить в собственных неудачах своих родителей. Как печально констатировал Эрик Эриксон, «в то время, как мы пытались разработать терапию для немногих, мы оказались вынуждены распространить этическую болезнь среди многих». Воздействие психоанализа было огромным, особенно если учесть, как мало было психоаналитиков и тех, кто подвергся психоанализу. На пике популярности психоанализа в середине 1950-х годов в Соединенных Штатах имелось всего 619 аналитиков-врачей и около 500 «непрофессиональных аналитиков»; еще примерно в двадцати институтах для врачей и дюжине для «непрофессиональных аналитиков» проходили подготовку около тысячи специалистов.
Хотя не существует переписи лиц, подвергшихся психоанализу, если большинство аналитиков работало по восемь часов в день и каждый пациент бывал на приеме четыре или пять раз в неделю, общее число проходивших лечение одновременно не могло превышать десять тысяч человек, что составляло лишь незначительную часть страдавших психическими нарушениями. Те сравнительно немногочисленные психоаналитики, которые специализировались на лечении детей, могли оказывать помощь лишь о психоаналитическом лечении ребенка касался пятилетнего мальчика, который боялся ходить в школу без матери и на излечение которого потребовалось три года (аналитик никогда не рассматривал, да, возможно, и не знал более короткого способа избавить пациента от фобии).