Основы психологии.
Криптоарифметические задания
Задачей является вычисление того, какие цифры скрываются за буквами. Вот один из простейших примеров, использовавшихся Саймоном и Ньюэллом:
SEND
MORE
MONEY
Очевидный первый шаг: М должно быть единицей, поскольку никакие две цифры S и М в сумме не могут дать больше 19, даже с учетом переноса в следующий разряд. (Решение продолжается так:
S должно быть равно 8 ил и 9, в зависимости от того, был ли перенос. Подставив 1 вместо М в выражении 1 + S равно О, мы видим, что О может быть только нулем или единицей. Однако М = 1, так что О должно быть нулем. Следовательно, S должно быть равно 9, и переноса нет. Во второй колонке слева Е плюс ноль равно Е, если нет переноса; следовательно, переноса быть не должно, и Е+ 1 = N. Если Е — нечетное число, то N — четное, и наоборот. Если Е — нечетное, оно может равняться только 3, 5 или 7, поскольку 1 и 9 уже заняты. Попробуем Е = 3 и т.д.)
Саймон и Ньюэлл просили испытуемых вслух произносить свои соображения при решении головоломки, фиксировали все, что произносилось, и впоследствии составляли диаграмму шагов мыслительного процесса в форме поиска следов ходов, решений на развилках, когда был возможен более чем один выбор, ошибочных ходов, заводящих в тупик, возвратов к последней развилке, чтобы попробовать иной путь, и т.д. Саймон и Ньюэлл широко пользовались шахматами, ставящими несравненно более сложные проблемы, чем «ханойская башня» или криптоарифметические задачи.
При типичной шахматной партии в шестьдесят ходов на каждом шаге имеется в среднем тридцать возможных ходов; «заглядывать вперед» всего на три хода — значит представлять себе двадцать семь тысяч возможностей. Ключевым вопросом для Саймона и Ньюэлла являлся следующий: как шахматисты справляются с таким невероятно большим числом возможностей. Ответ заключался вот в чем: умелый игрок рассматривает не все возможные ходы, которые он может сделать, и не все ответные ходы противника, а только те немногие, которые следуют здравому смыслу и элементарным правилам вроде «Защищай короля» или «Не отдавай фигуру в обмен на фигуру меньшей ценности».
Другими словами, щахматист производит эвристический поиск, руководствуясь широкими стратегическими принципами здравого смысла, а не доскональной, но стандартной методике. Теория решения задачи, предложенная Ньюэллом и Саймоном — в их совместных публикациях всегда соблюдается алфавитный порядок авторства, — над которой ученые работали пятнадцать лет - гласит: решение задачи — это поиск маршрута от исходного состояния к цели. Чтобы добраться туда, человек должен найти путь через область решения задачи, состоящую из всех возможных состояний, которые могут быть достигнуты любым ходом, подчиняющимся ограничениям пути (правилам или условиям).