Основы психологии.
Основанная на воображении реконструкция или конструирование
Проведенные Роджером Шепардом эксперименты по «мысленному вращению», о которых шла речь выше, говорят о том, что мы видим объекты «внутренним взором» и обращаемся с образами, как если бы они были трехмерными объектами.
Сходный эксперимент Алана Пайвио заключался в том, что испытуемым предлагалось ответить, когда угол между стрелками часов больше: в 6.15 или 11.25 и в 5.15. или 6.15. На первый вопрос — когда разница в углах больше и очевиднее, — испытуемые отвечали быстрее, чем на второй. То же самое происходит, когда люди действительно смотрят на циферблат часов. Вполне обоснованный вывод Пайвио заключался в том, что испытуемые, решавшие задачу не глядя на циферблат, «смотрели» на него умственным взором.
Однако сторонники второго подхода имеют не менее убедительные основания для своих взглядов. Они утверждают, что образы не могут передавать такие отношения, как «иметь», «быть причиной», «рифмоваться», или представлять категории и абстрактные понятия. Герберт Саймон и Уильям Чейз обнаружили, что опытные игроки в шахматы могут воспроизвести все расположение фигур на доске после того, как видели его на протяжении всего нескольких секунд — но только если это была настоящая позиция в настоящей игре.
Если же речь шла о случайном размещении фигур, такое оказывалось невозможным. Вывод: память игроков не является зрительной, но основывается на геометрических соотношениях — потенциале ходов нападения и защиты — определенных фигур. Наконец, в компьютерных программах информация хранится в форме суждений, и если работа компьютера — хорошая модель мышления, разум но считать, что и разум хранит информацию сходным образом. (Третий подход, которого придерживаются некоторые теоретики, заключается в том, что существует несколько видов умственной репрезентации: суждения, умственные модели, образы; каждый из них кодирует информацию на разных уровнях абстракции.) К моменту написания этой книги присяжные еще не вынесли вердикт.
Схемы
В 1932 году английский психолог Фредерик Бартлетт рассказывал испытуемым народные сказки незападного происхождения, а потом просил пересказать их. Испытуемые запоминали сказки неточно, непреднамеренно заполняли пропуски, изменяли события, чтобы придать им причинно-следственную связь, пропускали детали, бессмысленные для западного ума. Бартлетт пришел к заключению, что «вспоминание является не воспроизведением бесчисленных закрепленных, безжизненных, фрагментарных следов», а «основанной на воображении реконструкцией или конструированием», базирующимися на организованной массе нашего опыта. Он назвал эту организованную массу «схемами».