Основы психологии.
Длительность сохранения информации в кратковременной памяти
Такая форма памяти очень коротка. Нам всем случалось находить в записной книжке телефонный номер, набирать его, но, услышав сигнал «занято», снова заглядывать в книжку, чтобы набрать заново. Однако мы можем удерживать номер в памяти несколько секунд или даже минут, постоянно твердя его про себя — психологи называют такое действие повторением, — до тех пор, пока надобность в номере не минует.
Для измерения нормальной длительности сохранения информации в кратковременной памяти психологи, таким образом, должны предотвратить повторение. В 1959 году команда исследователей из университета Индианы сделала это, предложив испытуемым постараться запомнить набор из трех согласных — очень легкое задание; однако как только испытуемые видели буквы, им предлагалось совершать обратный отсчет по три под метроном; это занимало внимание испытуемых и делало повторение невозможным. Исследователи прерывали обратный отсчет в разные моменты, чтобы узнать, как долго испытуемые помнят три согласных; ни один из испытуемых не запоминал буквы дольше, чем на восемнадцать секунд.
Многие позднейшие эксперименты подтвердили, что время угасания кратковременной памяти составляет от пятнадцати до тридцати секунд. В последнее время были проведены исследования, выявившие различия между двумя разновидностями кратковременной памяти. Одна разновидность — вербальная: запоминание чисел, слов и прочего, что обсуждалось выше. Вторая — концептуальная: запоминание идей или значений фразы или иного выражения, состоящего из нескольких частей (например, алгебраического выражения).
В проведенном в 1982 году эксперименте испытуемым показывали фразы по одному слову за раз; длительность предъявления каждого слова составляла одну десятую секунды. Испытуемые легко запоминали осмысленные (хотя не всегда верные) фразы вроде такой: «Медлительные ученики раздражают неопытных учителей», но не справлялись с бессмысленными фразами той же длины, например: «Пурпурный асфальт тренирует впечатлительные переулки». Изобретательный эксперимент, проведенный в 1967 году, показал, что мы легко удерживаем в кратковременной памяти содержание фразы, но быстро забываем точные слова.
Исследовательница Жаклин С. Сахе предлагала испытуемым прочесть следующий абзац: В Голландии человек по имени Липперши был мастером по изготовлению очков. Однажды его дети играли с линзами и при этом обнаружили, что предметы кажутся очень близкими, если линзы держать на расстоянии примерно фута одна от Другой. Липперши начал экспериментировать, и его подзорная труба привлекла к себе много внимания. Он послал письмо об этом Галилею, великому итальянскому ученому. Галилей построил свой собственный инструмент, воспользовался им ближайшей ясной ночью и был поражен, когда обнаружил, что темные области на небе наполнены звездами.