Основы психологии.
Когнитивная активность
В том же журнале он опубликовал опровергающие их данные: результаты собственных экспериментов, при которых эмоции испытуемых, вызванные просмотром кинофильма, менялись под действием саундтрека, дававшего иную информацию.
Лазарус использовал фильм, показывавший обряд инициации австралийских аборигенов, при котором мальчикам-подросткам острым камнем делают надрез на пенисе.
Фильм очень расстраивал зрителей, когда саундтрек подчеркивал жестокость обряда, но расстраивал гораздо меньше, когда саундтрек говорил о предвкушении подростками обретения статуса и прав взрослого.
Вывод Лазаруса был таков: Когнитивная активность является необходимым предварительным условием эмоции, потому что, чтобы испытать эмоцию, человек должен понять — в форме то ли примитивной перцептивной оценки, то ли в высшей степени дифференцированного символического процесса — что при этом к лучшему или к худшему меняется его благополучие.
Существо, не осознающее значения происходящего для его благополучия, эмоционально не реагирует. Более того, теперь Лазарус утверждает, что его позиция «сильнейшая из возможных», а именно, когнитивное воздействие является необходимым и достаточным условием возникновения эмоции.
«Необходимость означает, что мысли способны вызывать эмоции; достаточность говорит отом, что эмоция не может возникнуть без какого-то рода мыслей».
Зайонц и Лазарус продолжают свой спор, однако работы других ученых говорят о том, что правы оба и что их данные не являются несовместимыми.
Одной из таких работ является упоминавшееся выше исследование Майкла Льюиса и его коллег, согласно которому шесть первичных эмоций (радость, страх, гнев, печаль, отвращение и удивление) возникают при рождении или вскоре после него, в то время как шесть других (смущение, эмпатия, зависть, гордость, стыд и чувство вины) не появляются, пока когнитивные способности и самосознание ребенка не разовьются (фотографии младенцев, сделанные Кэрролом Изардом, говорят именно о таком развитии эмоций и их выражения).
Льюис и его коллеги не участвовали в споре Зайонца и Лазаруса, но их наблюдения оставляют место и для когнитивных, и для некогнитивных интерпретаций эмоций.