Основы психологии.
Интенсивная мотивация к поиску ответов на вопросы
По словам Роберта Уайта: Ребенок увлечен интересным занятием: он открывает, как может воздействовать на окружающую среду и как окружающая среда может воздействовать на него. По мере того как эти результаты накапливаются посредством научения, они приводят ко все большей компетентности в обращении с окружающей средой.
Таким образом, детская игра может рассматриваться как серьезное дело, хотя для самого ребенка это просто нечто интересное, чем приятно заниматься. Это так не только в детстве; став взрослыми, мы,хотя и в меньшей мере, стремимся расширять свои знания о мире, в котором живем, и свою компетентность в обращении с ним.
Однако сказанное не объясняет интенсивную мотивацию некоторых людей к поиску ответов на вопросы, не имеющие утилитарной ценности: о возрасте и размерах Вселенной, например, или о способах, с помощью которых пчелы сообщают друг другу, где искать мед, или о степени, в которой человеческая личность детерминирована генетически. В 1954 году Дэниел Берлин, известный исследователь мотивации, так писал о мотивирующей силе любопытства:
Немногие феномены были предметом столь длительных дискуссий, как человеческие знания, однако мотивация, лежащая в основе поиска знаний, обычно оставалась за пределами таких дискуссий. Как ни странно, многие вопросы, ответы на которые искались наиболее упорно и отсутствие ответов на которые вызывало наибольшее разочарование, не обладают заметной практической ценностью и не носят неотложного характера.
Достаточно вспомнить некоторые онтологические проблемы, обсуждавшиеся метафизиками, или горячность энтузиастов по части кроссвордов, чтобы убедиться в этом. Желание узнать и понять, говорил Берлин, отчасти может быть объяснено психоаналитической теорией, гештальтпсихологией и Морией подкрепления, но более полное объяснение дает представление о мотивации любопытством.
По мнению Берлина, за любопытством лежит более тонкая потребность, чем желание получить практические знания. Странные или загадочные ситуации порождают в нас конфликт, и именно драйв к уменьшению конфликта побуждает нас искать ответы.
Эйнштейна к развитию общей теории относительности мотивировала не ее чрезвычайная практическая ценность, а то, что он называл «страстью к познанию» — а именно, стремление понять, почему его специальная теория относительности оказалась противоречащей некоторым принципам ньютоновской физики.