Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Любопытство к новым ситуациям

В нескольких исследованиях крысы выбирали путь, ведущий не кеде, а в лабиринт; предпочитали новый путь известному, ведущему к еде; научались делать определенный поворот на Т-образной развилке или различать черное и белое, когда в качестве поощрения выступала возможность исследовать шахматный лабиринт; приобретали умение нажимать на рычаг, чтобы включить освещение темной клетки или выключить его, когда клетка была освещена. Животных не только возбуждает новизна; они активно ищут новые ситуации, чтобы возбудиться.

Особенно склонны к стимуляции ума и чувств человеческие существа. Мы хотим испугаться, отправляясь смотреть фильм ужасов, сексуально возбудиться, читая эротический журнал, бросить себе вызов, играя с противником, который равен нам или сильнее, заставить ум работать, разгадывая загадки. Психолог Фред Шеффилд убедительно показал, что поощряет человеческое поведение не разрядка драйва, а его усиление; мы не столько стремимся увидеть окончание фильма, дочитать книгу или доиграть игру, сколько испытать возбуждение от просмотра, чтения или игры. Такое поведение имеет смысл с точки зрения эволюционной теории. Как предположил в 1959 году теоретик мотивации Роберт Уайт, высокоразвитые животные ради выживания должны научиться эффективно использовать среду обитания.

Проявлять любопытство к новым ситуациям и возбуждаться — значит увеличить шанс научиться эффективно использовать среду обитания, а следовательно, увеличить шанс на выживание и обзаведение потомством. Однако мы не стремимся к максимально возможному эраузлу, он нам не нравится; мы предпочитаем умеренную стимуляцию и избегаем излишне стрессовых, пугающих или хаотических ситуаций. Это обстоятельство тоже имеет значение для выживания: мы и другие живые существа лучше всего функционируем на среднем уровне эраузла.

В одном из многих экспериментов, исследующих это обстоятельство, добровольцы должны были за сто секунд решить двадцать трудных анаграмм за небольшое денежное вознаграждение. Уровень мотивации участников определялся по тому, как они оценивали привлекательность результата; больше всего анаграмм решили те испытуемые, которые были мотивированы умеренно. Этот принцип всем знаком. Любой, кто водит автомобиль, играет в игры, требующие физического или умственного напряжения, или работает по найму, знает, что действует не лучшим образом, когда устал или скучает — или когда хорошее исполнение имеет чрезвычайное значение.

Некоторые из лучших доказательств того, что мотивация, лежащая за самовозбуждением и исследовательским поведением, есть желание достичь компетентности и контроля над непосредственным окружением, были получены Пиаже и другими исследователями когнитивного развития детей вследствие игр и обучения. Мы раньше знакомились с некоторыми важными открытиями Пиаже, но здесь уместен еше один пример. Однажды Пиаже дал своему десятимесячному сыну Лоренту кусок хлеба; ребенок уронил его, поднял, разломал на куски и стал ронять каждый снова и снова, наблюдая за этим с большим интересом.

На следующий день, пишет Пиаже, Лорент по очереди хватал игрушечного лебедя, коробочку и другие мелкие предметы, вытягивал руку и позволял им упасть. Иногда он вытягивал руку вертикально, иногда держал ее перед глазами или так, что не видел руки. Когда предмет падал в новой позиции (например, на подушку), ребенок позволял ему два или три раза упасть на то же место, словно с целью изучить пространственные отношения, потом менял положение.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум