Основы психологии.
Универсальны эмоции или относительны?
Существенным было то, что чем выше находилось место ранения — и тем самым чем больше систем организма было отсоединено от мозга — тем больше были изменения. Как сообщил один из ветеранов с травмой шейного отдела (расположенной высоко): Я сижу и придумываю всякие ужасы, тревожусь, но это всего лишь сила мысли.
Однажды я лежал дома в постели, уронил сигарету и не мог ее достать. В конце концов мне удалось извернуться и погасить ее. Я мог тогда сгореть, но странно: я совсем не затрясся. Я просто не чувствовал страха, как можно было бы предположить. Психологи давно спорят о том, универсальны ли эмоции или относительны; другими словами, испытывают ли представители разных культур одни и те же чувства.
Этот вопрос более чем два десятилетия изучали Пол Экман и его коллеги из Медицинской школы Калифорнийского университета в Сан Франциско. Они просили людей, воспитанных в разных культурах, выразить шесть базовых эмоций — гнев, отвращение, удовлетворение, печаль, страх и удивление — и выяснили, что выражения их лиц в основном сходны, хотя несколько меняются в соответствии с культурными традициями.
Как Экман с коллегами, так и Кэррол Изард из Делавэрского университета, показывая представителям очень разных культур фотографии актеров, выражавших разные эмоции, обнаружили, что почти всегда зрители распознают их правильно. Хотя существуют значительные различия в культурных ситуациях, вызывающих определенные эмоции, наблюдения свидетельствуют об универсальности эмоций и о том, что они сопровождаются теми же движениями лицевых мускулов.
Изарду также удалось по фотографиям младенцев в возрасте до четырех месяцев от роду выделить пять основных выражений лица (интерес, общительную улыбку, гнев, удивление, печаль); они появлялись так рано, что, несомненно, являются врожденными откликами на эмоции. Это не доказывает, что физические ощущения предшествуют восприятию эмоции, как утверждали Джемс и Ланге.
Однако более десятка экспериментов, проведенных Экманом и другими учеными, показали, что, когда добровольцы целенаправленно придают лицу выражение, соответствующее определенной эмоции, связанные с этим мускульные усилия порождают небольшие, но измеримые изменения частоты пульса и дыхания и кожной проводимости, а также столь же малые, но обнаружимые изменения в чувствах испытуемых. Экман рассматривает подобные результаты как следствие обратной связи: намеренно приданное лицу выражение вызывает телесные изменения, которые создают ощущение эмоции, которая человеком симулировалась.