Основы психологии.
«Горячее познание» и его связь с мотивацией
Со времени экспериментов Торндайка над кошками и до середины XX столетия исследователи стремились найти связь поведения с наблюдаемыми физиологическими состояниями, такими как голод, жажда или боль, а не субъективными состояниями, такими как эмоции. Однако между дискомфортом, вызываемым такими физиологическими состояниями, и следующим за ним поведением должен был существовать какой-то направляющий механизм или сила.
Если бы было иначе, то почему бы голод приводил к блужданиям и поиску или сексуальные желания — к ухаживанию, а не к беспорядочным возбужденным движениям? В начале XX века психологи довольствовались утверждением, что поведение, вызванное физиологической потребностью или состоянием, определяется инстинктом.
Однако этот упрощенный ответ ничего не сообщал о том, как действует инстинкт на психологическом уровне, и не говорил о психологическом состоянии, которое может быть экспериментально исследовано.
В 1908 году психолог Уильям Макдаугалл предложил объяснение и более полно представил его в 1923 году. Организм, возбужденный физической потребностью, преследует известную цель, и его поведение таким образом является целенаправленным, или мотивированными психологический стимул, приводящий к определенному виду поведения, — мотивация — есть фактор, которым можно манипулировать, который можно измерять и экспериментально изучать.
Было создано новое направление психологии. Хотя человеческие действия — от застегивания пуговиц на рубашке до написания сонета — мотивированы, психологи эры бихевиоризма ограничивали себя изучением мотивации на лабораторных крысах. У этого относительно простого животного они могли вызывать основные физические потребности, такие как голод, которые были измеримы в терминах часов или дней лишения пищи, и имели возможность легко и объективно измерять вызванное этой потребностью поведение, в основном рыскание и преодоление лабиринта.
С приходом нового когнитивизма в 1950-е — 1960-е годы психические процессы снова сделались законным полем исследований, и некоторые ученые начали изучать мотивацию и эмоции у людей. Однако несколько десятилетий интерес специалистов в этой области сосредоточивался в основном на «холодном познании» — обработке информации, рассуждениях и тому подобном.
Только в последние примерно двадцать лет внимание в определенной мере переключилось на «горячее познание» и его связь с мотивацией. До 1988 года Росс Бак из коннектикутского университета, ведущая фигура в исследованиях мотивации и эмоций, не мог бы сказать: «Психология вновь открыла эмоцию».