Основы психологии.
Прямое и достоверное переживание реальности
Со временем я понял, насколько не похожа модель восприятия на основании картинки на естественный ход событий. Первая есть восприятие из вторых рук; второе же — восприятие из первых рук. Ограниченный оптический поток, достигающий от картинки глаза, совершенно отличен от естественного оптического потока, порождаемого окружающим миром... Глаза развились, чтобы видеть мир, а не картинку.
Как только это стало мне ясно, я постарался отказаться от всякого использования термина «сетчаточный образ». Гибсон пришел к заключению, как мы видели, что оптический поток содержит всю информацию о реальном мире, в которой мы нуждаемся. Он признавал, что наши знания о мире ограничены характеристиками нервной системы, однако эти характеристики, утверждал он, определялись эволюционным приспособлением к миру; мы воспринимаем все те свойства окружающей среды, в восприятии которых нуждаемся.
В каждом существе эволюция создала перцептивную систему, которая позволяет напрямую опознавать особенности окружающей среды, полезные для организма, — в терминологии Гибсона, «аффордансы»:ту пользу от использования особенностей любого явления, которую может извлечь данное живое существо. Таким образом, объекты выглядят съедобными, выпиваемыми, способствующими ходьбе, плаванию и т.д. — в соответствии с размерами и физическим «оборудованием» наблюдателя.
Короче говоря, восприятие есть не процесс интерпретации ущербного сетчаточного изображения, а прямое и достоверное Переживание реальности благодаря изменяющемуся оптическому потоку. Это, согласно взглядам Гибсона, и есть центральный механизм восприятия, — а вовсе не неврологические события, зафиксированные Хьюбелом и Визелом (их работы Гибсон оценивал как несущественные), и не когнитивные процессы, представления о которых он считал основанными на ошибочных и искусственных предпосылках.
Прямое восприятие было также ответом Гибсона Беркли. Мы знаем, что мир вокруг нас существует от нас независимо, потому что, передвигаясь в окружающей среде, мы видим предметы в постоянно меняющемся соотношении и тем не менее испытываем их непрерывность, реальность и независимость от нас как от наблюдателей. То же верно и в отношении всех других животных; только философы когда-либо высказывали сомнение втом, что мир действительно является тем, чем кажется. Таким образом, теория Гибсона выходит за пределы изучения зрительного восприятия и углубляется в эпистемологию.