Основы психологии.
Новая школа социальных исследований
Некоторые основополагающие законы гештальта все еще являются составной частью его теории. Однако эти законы описывают преимущественно автоматические процессы, а Рок пришел к выводу, что многие перцептивные феномены могут быть объяснены только психическими процессами сходного с мышлением характера.
Эта идея впервые появилась у Рока, когда в 1957 году он осуществил описанный выше эксперимент: наклонял квадрат, в результате чего тот выглядел как ромб, а затем придавал наклонное положение наблюдателю.
Поскольку наблюдатель продолжал видеть квадрат как ромб, Рок рассудил, что он должен пользоваться визуальными и вестибулярными подсказками для интерпретации того, что видит.
Рок многие годы разрабатывал и проводил другие эксперименты для проверки гипотезы, согласно которой чаще всего восприятие требует процессов более высокого уровня, чем происходящие в зрительной коре. Эти исследования привели Рока в конце концов к его современным взглядам: «Восприятие умственно в том смысле, что оно основывается на операциях, сходных с теми, которые характеризуют мысль».
Действительно, говорит Рок, восприятие может вести к мысли; оно может быть эволюционным звеном, соединяющим сенсорные процессы низшего уровня, свойственные примитивным организмам, и высшие когнитивные процессы у более сложных форм жизни.
Если то, что видит глаз, утверждает Рок, есть двусмысленное и подверженное искажениям представление реальности, должен был развиться какой-то механизм, дающий надежные и достоверные сведения об этой реальности. По его словам, «умственные операции могли развиться на службе восприятия».
Это не говорит о том, что всякое восприятие подобно мысли; особо подчеркивает пример иллюзии водопада как объяснимый в терминах нервных процессов низшего уровня. Однако большинство проявлений зрительного восприятия, по его мнению, требует процессов высшего уровня.
Бессознательные выводы, как при использовании подсказки градиента текстуры для определения расстояния, — только один из них; описание, приводящее к интерпретации, — другой. При разглядывании двузначного изображения то, что мы видим, есть не просто опознавание изображения, но описание себе того, на что похожа определенная кривая: на нос или на щеку. Многие воспринимаемые формы объектов не поддаются немедленному узнаванию; опознание того, чем они являются, как раз и требует такого процесса.