Основы психологии.
Ключ к восприятию глубины
Затем, во время Второй мировой войны, по поручению психологической службы военно-воздушных сил США он разрабатывал тесты восприятия глубины для выявления зрительных способностей, необходимых для полетов и особенно успешных взлетов и посадок. Возможно, из-за своего раннего знакомства с поездами Гибсон скептически относился к классическим подсказкам восприятия глубины, таким как тени и перспектива.
По его мнению, они основывались на картинках и используемых для развлечения стереоскопах, а не на трехмерной реальности, и на статичных изображениях, а не на движении. Гораздо более полезными и реалистическими ему представлялись два других вида подсказок: градиент текстуры (например, постоянно меняющаяся шероховатость дорожки, как ее видит пилот при заходе на посадку) и перспектива при движении (поток изменяющихся соотношений между объектами при движении, включая все, что видит пилот при взлете и посадке).
Эти подсказки скоро сделались — и остаются по сей день — общепринятыми компонентами основанной на подсказках теории восприятия глубины. Работа Гибсона для военно-воздушных сил содержала зародыш его позднейшей теории.
Основным механизмом восприятия глубины (и вообще всякого восприятия, согласно взглядам Гибсона) является не изображение на сетчатке со всеми его подсказками, а изменяющийся поток соотношений между объектами и их поверхностями в среде, в которой движется зритель.
Эта концепция стала доминирующей во взглядах Гибсона в 1950-е — 1960-е годы, когда он вел исследования в Корнелле для проверки своих представлений о значении градиента текстуры.
В одних экспериментах он помещал рассеивающее матовое стекло между наблюдателем и текстурированными поверхностями; в других использовал расширяющие зрачок препараты, чтобы испытуемый не мог точно сфокусировать взгляд на текстуре; в третьих разрезал пополам шарики для пинг-понга и делал из них очки, так что испытуемые видели все в тумане, не различая поверхности или объемы.
На основании этих и других экспериментов, а также тщательного обдумывания данных тестирования и подготовки пилотов, Гибсон в конце концов отказался от придания значения градиенту текстуры и стал видеть ключ к восприятию глубины в движении наблюдателя в окружающей его среде. Каким бы ни было это движение — значительным или небольшим, — его результатом оказываются изменения в оптическом расположении, структурированном паттерне света, поступающего в глаз из окружающей среды.