Основы психологии.
Усталость детекторов движения
В 1963 году Роберт Секьюлерс коллегой, проецируя на экран изображение перемещающейся вверх решетки, установили порог (минимальную скорость), при которой испытуемые люди видели движение, а потом проинструктировали каждого испытуемого пристально смотреть на движущееся изображение.
Через несколько минут испытуемые больше не замечали движения, когда решетка перемещалась с пороговой скоростью, хотя все еще улавливали движение, когда скорость удваивалась или решетка медленно перемещалась вниз. Результаты этого опыта показали существование детекторов движения вверх, которые устали, и детекторов движения вниз, которые усталости не испытывали. Сравнимые результаты были получены и когда испытуемые относительно долго следили за движением решетки вниз.
Большинство из нас испытывает усталость детекторов движения, не подозревая о его нервной природе. Если мы какое-то время пристально смотрим на водопад (или другой постоянно движущийся объект вроде конвейера), а потом отводим глаза, мы видим иллюзорное движение в противоположном направлении.
Клетки, которые с большой частотой посылали импульсы в ответ на движение в одном направлении, устают и временно прекращают посылать сигналы, в то время как клетки, реагирующие на движение в противоположном направлении, продолжают посылать импульсы со своей обычной низкой частотой, вызывая временное ощущение движения именно в этом направлении.
Все это, впрочем, не объясняет двух других загадок восприятия движения. Если мы поворачиваем голову, следя за летящей птицей или другим движущимся объектом, мы воспринимаем движение, несмотря на то что изображение остается в центре сетчатки. Наоборот, если мы переводим взгляд, изображения скользят по сетчатке, но мы воспринимаем мир как неподвижный.
Таким образом, должен существовать какой-то другой источник информации, подтверждающий или уточняющий данные, поступающие от сетчатки. В XX веке были предложены два возможных объяснения: или команды мозга, вызывающие движения глаз или головы, направленные на то, чтобы держать изображение движущегося объекта в центре сетчатки, или сами эти движения воздействуют на зрительную кору и там интерпретируются как движение объекта.
Подобным же образом, когда мы обводим взглядом неподвижную окрестность, команды мозга или движения глаз и головы посылают зрительной коре сигналы, позволяющие ей опознавать движущееся изображение на сетчатке как вид неподвижной сцены.