Основы психологии.
Оптический поток
Когда это происходило, дети отшатывались от экрана, как если бы хотели избежать столкновения. Такая реакция не была следствием опыта: новорожденный, который никогда не оказывался задет приближающимся предметом, как и многие молодые неопытные животные, реагирует так же. Реакция избегания «надвигающегося» объекта является, несомненно, защитным рефлексом, выработанным эволюцией; визуальное впечатление от приближающегося предмета приводит в действие поведение избегания без участия высших психических процессов.
А вот типичный пример данных о приобретенных процессах высшего уровня. В 1974 году психологи Дэвид Ли и Эрик Аронсон создали лишенную пола маленькую комнатку, которая могла передвигаться в разных направлениях по неподвижному полу. Когда они помещали в нее ребенка 13—16 месяцев отроду, то, если комнатка перемещалась в том направлении, куда смотрел ребенок — т. е. вперед от него, то ребенок прыгал вперед или падал; если же комнатка перемещалась в противоположном направлении, ребенок прыгал назад или падал.
Объяснение этому такое: когда стены отодвигались, ребенку казалось, что он падает назад, и он автоматически пытался компенсировать это, прыгая вперед, и наоборот. Это представляется приобретенным поведением. Ребенок научается использовать информацию об «оптическом потоке», когда начинает ходить. (Оптический поток — это перемещение всех предметов в нашем поле зрения, когда мы двигаемся. Когда мы направляемся к какой-то точке, например, все вокруг нас расширяется вовне до границ поля зрения.) Подобные плодотворные исследования восприятия движения выявили и другие недочеты в долго существовавшем представлении о том, что глаз — своего рода камера.
Одно из таких несоответствии заключается в том, что, хотя глаз не имеет затвора, движущиеся объекты не кажутся смазанными; не видим мы расплывающихся изображений, и когда переводим глаза, как это произошло бы, если бы камера двигалась во время экспозиции. Поэтому многие исследователи зрительного восприятия ищут ответ на вопрос о том почему так происходит. Одна гипотеза, пользующаяся успехом основывается на открытии Ульрика Нейсера и других ученых: ког да мы видим изображение, отбрасываемое тахистоскопом на экран даже в течение малой доли секунды, мы можем еще какое-то время видеть его мысленным взором.
В 1967 году Нейсер ввел термин «иконка» для этого кратчайшего визуального воспоминания, определил его длительность (от полсекунды до двух секунд; позднейшие исследования показали, что она составляет всего четверть секунды) и выяснил, что воспоминание стирается, если новый образ появляется до того, как оно поблекло. Ученые предположили, что поскольку взгляд перемещается в поле зрения или следит за движущимся предметом серией скачков, называемых саккадами, в момент передвижения глаз не видит ничего, но при каждой мгновенной остановке посылает в мозг мгновенный снимок—иконку. Кадры-иконки соединяются, что приводит к вое приятию движения; это несколько похоже на то, как если бы чело век смотрел кинофильм.