Основы психологии.
Восприятие движения
Сканирование мозга и другие тесты показали, что у пациентки поражена часть коры головного мозга вне области, получающей первичные визуальные сигналы, которая считалась главной в восприятии движения.
Вот выдержка из отчета об этом случае:
Она [пациентка] страдала потерей восприятия движения во всех трех измерениях. Ей было трудно, например, наливать чай или кофе в чашку, поскольку жидкость представлялась ей замерзшей, как ледник.
К тому же она не могла остановиться, наливая чай или кофе, потому что была неспособна заметить движение в чашке, когда жидкость там поднималась... В комнате, где передвигалось больше двух человек, она чувствовала неуверенность и дурноту и обычно немедленно покидала помещение, так как «люди неожиданно оказывались тут или там, но я не видела, как они перемещались»...
Она не могла перейти улицу из-за неспособности определить скорость автомобиля, хотя сам автомобиль опознавала без затруднений. «Когда я в первый раз смотрю на автомобиль, он кажется далеким. Но тут, как только я хочу пересечь дорогу, он оказывается совсем близко». Даже без таких свидетельств ясно, что восприятие движения имеет первостепенную важность.
Восприятие собственного движения руководит нами при перемещении в окружающей среде; восприятие приближающихся объектов позволяет нам избежать столкновения; восприятие движения рук снабжает нас данными, жизненно необходимыми для того, чтобы достать какой-то предмет или выполнять работу руками; восприятие мелких движений тела, когда мы стоим, позволяет не шататься и не терять равновесие. (Если вы стоите, поставив ноги рядом и закрыв глаза, вам бывает трудно сохранять устойчивость.)
Большая часть исследований в области восприятия движения за последние пол столетия касалась внешних переменных: того, как величина, скорость, местоположение и другие характеристики движущихся предметов влияют на то, какими они нам представляются.
Такие исследования родственны психофизике: они накапливают объективные данные, но ничего не говорят о внутренних процессах, ответственных за ощущения. Тем не менее эти работы предоставили важные указания на такие процессы, как врожденные нервные, так и приобретенные когнитивные.