Основы психологии.
Исследования в области восприятия форм
Исследования в области восприятия форм направлены на выявление механизмов, как нервных, так и когнитивных, которые позволяют нам узнавать формы — и которые временами нас подводят. В последние десятилетия эти исследования в значительной мере следуют когнитивному подходу.
Гештальтисты исследовали тенденцию разума группировать отдельные элементы в цельные формы, заполнять пробелы втом, что мы видим, отличать изображение от фона и т.д. Они, как и другие психологи, считали, что именно врожденные высшие психические процессы ответственны за «феномен постоянства» — за то, что мы видим предметы неизменными, несмотря на искажения сетчаточного изображения: книгу, лежащую под углом к нам, мы воспринимаем как прямоугольник, хотя на сетчатке, как и на фотографии, она имеет форму ромбоида с двумя острыми и двумя тупыми углами.
Однако такое восприятие является результатом, а не процессом. Какие шаги предпринимает разум, чтобы его достичь? Одно дело — говорить, что мы заполняем пробелы в знакомой, но неполной фигуре, которую видим; но совершенно другое — определить, какими специфическими средствами мы это осуществляем. Многие современные исследования когнитивной обработки визуальной информации выявили такие процессы в деталях.
Вот некоторые примеры.
• Изучение феномена субъективного выделения контура показывает, что мы создаем воображаемые контуры отчасти благодаря ассоциациям (три угла напоминают нам о треугольниках, которые мы видели раньше), а отчасти благодаря ориентирам, по которым опыт научил нас судить о наложении (когда один объект закрывает от нас другой). Как отмечал в 1972 году специалист в области восприятия Стэнли Корен, пробелы в кружках и в существующем треугольнике заставляют думать, что нечто — иллюзорный треугольник — наложен поверх них и частично их заслоняет. В силу этого предполагаемого наложения разум и «видит» воображаемый треугольник.
• Некоторые исследования посвящены тому, как мы узнаем ту форму, которую ищем, в особенности когда она скрыта в путанице других фигур. Одним из важных процессов является «обнаружение признаков» — сознательный поиск известных и узнаваемых элементов определенной фигуры, чтобы отличить ее от сходных фигур. В каждой из колонок, помещенных ниже, имеется единственная буква Z; если вы будете искать ее с секундомером в руке, то обнаружите, что во второй колонке вы найдете ее гораздо быстрее, чем в первой.