Основы психологии.
Как потребности, мотивация и установки влияют на восприятие
Еще одно направление исследований выбрали некоторые американские психологи, которые, начиная с 1940-х годов, стали выяснять, как потребности, мотивация и установки влияют на восприятие. Джером Брунер и Лео Постман из Гарварда, ведущие представители этого направления, показывали маленьким детям игрушки и простые кубики, те и другие высотой в три дюйма, и просили их определить их размер.
Дети считали, что игрушки выше кубиков. В одном из вариантов этого эксперимента исследователи обещали детям, что они получат игрушки, но временно нарушали свое обещание. Когда игрушки оказывались недостижимыми, дети считали их даже еще более высокими, чем раньше. Другие исследователи просили голодных и не голодных испытуемых оценить размер съедобных объектов; голодным людям они казались ббльшими, чем сытым.
Эти и другие подобные эксперименты показали, что потребности, желания и фрустрация влияют на восприятие. Такое же воздействие оказывают некоторые личностные черты, как демонстрируют другие проведенные в то время исследования. При помощи письменных тестов и интервью Эльза Френкель-Брунсвик, психолог, получившая образование в Вене и эмигрировавшая в Америку, провела ранжирование группы детей по признаку этнических предрассудков, черты, которую она ассоциировала с жестким «авторитарным личностным паттерном».
Затем она показала детям изображение собаки и серию картинок, на которых собака постепенно приобретала вид кошки. Те дети, у которых были выраженные этнические предрассудки, дольше видели на картинках собаку, чем непредубежденные дети, проявившие бблыиую гибкость. Сходный результат был получен, когда детям предлагалось определить цвет карточек, на которых один оттенок постепенно переходил в другой.
Другие работы, проведенные в 1940—1950-е годы, касались «перцептивной защиты» — формы психического сопротивления тому, чтобы видеть нечто огорчительное. Ученые использовали тахистоскоп для очень краткого (на сотую долю секунды) предъявления слов на экране и обнаружили, что испытуемые с меньшей вероятностью опознавали «запретные» слова по сравнению с нейтральными.
Эффект оказывался наиболее выраженным, когда испытуемыми были женщины, а экспериментатором — мужчина. Одна команда исследователей с помощью тахистоскопа предъявляла связанные с достижениями слова, такие как «конкуренция» и «мастерство», и нейтральные — такие как «окно» и «статья»; испытуемые, обладавшие сильной потребностью в достижениях согласно тесту ТАТ Генри Мюррея, читали связанные с достижениями слова легче и быстрее, чем нейтральные.