Основы психологии.
Когнитивистски-ориентированные исследования восприятия
Однако к 1940-м годам несколько не связанных между собой течений — фрейдизм, гештальтпсихология, исследования личности и только что народившаяся социальная психология — стали приобретать все больший вес, и психологи, принадлежавшие к этим направлениям, избрали подход к изучению восприятия, совершенно отличающийся от подходов психофизиологов и психофизиков.
И в Америке, и в других странах вспомнили о работе Страттона; стали проводиться эксперименты по оптическому искажению. В 1951 году Иво Келер, австрийский психолог, предложил добровольцам провести пятьдесят дней, видя мир через призматическое очки, перемещавшие часть поля зрения на 10° вправо и заставлявшие вертикальные прямые выглядеть несколько изогнутыми.
Первые дни испытуемые находили мир неустойчивым и испытывали трудности в ходьбе и выполнении даже простейших действий, но через неделю или десять дней вещи начинали выглядеть для них нормально, а через несколько недель один из испытуемых даже мог кататься на лыжах. Как и Страттон, добровольцы, когда наконец сняли очки, чувствовали себя дезориентированными, но скоро адаптировались к нормальному зрению.
Другие психологи возобновили надолго забытое изучение иллюзий, и к 1950-м годам эта область снова стала активно разрабатываться. Примечательный субъективно существующий треугольник, изображенный на рис. 23, созданный в 1950 году Гаэтано Каницца, итальянским психологом, оказался только одной из множества новых иллюзий, использовавшихся для изучения психических процессов видения.
Особый вид иллюзий стал применяться для исследования интерпретации умом двусмысленных фигур. Классический пример, разработанный в 1930-м году Борингом, представляет видимую по желанию то старую каргу, повернувшуюся вполоборота к зрителю, то наполовину отвернувшуюся молодую женщину. Способность видеть одно из двух изображений на двузначных картинках или на узорах, где рисунок и фон меняются местами, как в случае вазы Рубина, не может быть объяснена ни одним из известных психологических механизмов, по словам британского психолога Стюарта Анстиса; она является результатом высших психических процессов.
Некоторые исследователи восприятия приписывают этот эффект усталости нейронов (нейроны зрительной коры устают от одного образа и переключаются на другой), однако это не объясняет того, почему мы можем по своему выбору видеть то один, то другой. То же самое может быть сказано о готовности разума принять или отвергнуть «невозможные объекты», созданные учеными в 1940—1950-х годах.