Основы психологии.
Теория обнаружения сигнала
Свете и его коллеги даже дали этому подходу название, подчеркивающее безличность и объективность, — теории обнаружения сигнала. Она гласила, что, во-первых, в нервной системе всегда имеют место некие случайные вариации числа нейронов, возбужденных сигналом, и величины «шума» (постороннего или случайного возбуждения); эти вариации корректировались статистической теорией.
Во-вторых, отклик испытуемого при любой попытке отчасти определялся его ожиданиями и его стремлением максимизировать выгоду и минимизировать затраты; эти переменные определялись теорией принятия решений. Хотя термин «принятие решений» предполагает участие психики, теория обнаружения сигнала психики не касается: она предсказывает вероятность правильного или неправильного отклика в соответствии с чисто математическими параметрами.
Теория обнаружения сигнала явилась существенным прорывом в психофизике и сегодня входит в стандартный репертуар экспериментальных методов, однако распространяется только на определенные объективные результаты измерения ощущений и не проливает света на то, как восприятие происходит (негативная оценка принадлежит автору). Все это время, впрочем, несколько психологов продолжали исследовать внутренние, когнитивные аспекты восприятия.
Эти ученые являлись менталистами, но не в метафизическом смысле слова; скорее, следуя традиции Джемса, Фрейда и Бине, они считали высшие психические процессы сердцем психологии и видели возможность их экспериментального изучения. В 1897 году, когда Торндайк и другие еще только начинали эксперименты над животными и закладывали основы того, что стало бихевиористской психологией, американский психолог Джордж Страттон осуществил опыт в области восприятия отчетливо когнитивистского свойства.
В течение недели, не позволяя себе ни малейшей передышки, он носил линзы, переворачивающие изображение окружающего мира вверх ногами. Сначала он столкнулся с такими трудностями в передвижении и оперировании предметами, что часто был вынужден закрывать глаза и полагаться на осязание и память. Однако к пятому дню он начал автоматически совершать правильные движения, а к концу недели стал находить, что вещи находятся там, где он их видит, и даже иногда «кажутся стоящими как полагается, а не перевернутыми».
Когда наконец он снял линзы, он оказался сбит с толку. В течение нескольких часов он тянулся к предметам в неправильном направлении и только потом снова научился видеть нормально. Этот эксперимент красочно продемонстрировал, что восприятие, по крайней мере человеческое восприятие, отчасти является выученным и ему можно переучиваться.