Основы психологии.
Атрибуционный подход
Вот некоторые наиболее значительные примеры:
• Ли Росс и двое его коллег предлагали парам студентов-добровольцев сыграть в игру вопросов и ответов. Один испытуемый назначался экзаменатором, другой — абитуриентом. Экзаменаторам предлагалось придумать десять трудных вопросов, на которые они знали ответы, и задать их абитуриентам. (Каждый абитуриент давал в среднем шесть правильных ответов.) Затем всем участникам предлагалось оценить «общие знания» друг друга. Почти все абитуриенты сказали, что воспринимают экзаменаторов как более знающих, чем они сами; такую же оценку дал и независимые наблюдатели, присутствовавшие при эксперименте. Хотя все они знали, что экзаменаторы задавали вопросы, ответы на которые были им известны, они приписали экзаменаторам более высокие общие знания в силу той роли, которую они играли.
• Исследователи обнаружили, что мы обычно приписываем поведение очень заметных, внешне отличных от окружающих, ярко одетых людей их внутренним чертам, а поведение незаметных, выглядящих обычно людей внешним (ситуационным) силам. .
• Реакция людей на бедняков, пьяниц, жертв несчастных случаев или изнасилований и прочих бедолаг объяснялась в терминах «гипотезы справедливого мира» — необходимости верить в то, что мир упорядочен и справедлив и что он вознаграждает нас по заслугам. Это ведет к отнесению несчастий жертв за счет их собственной неосторожности, лени, рискованного поведения, соблазнительности и т.д. Некоторые исследования показали, что чем серьезнее пострадала жертва, тем в большей мере ответственность за несчастье на нее и возлагается.
• Психолог Стюарт Валине предлагал студентам мужского пола посмотреть слайды с изображениями обнаженных женщин и оценить их привлекательность; при этом каждый участник через наушники слышал то, что, как предполагалось, было его собственным сердцебиением, а на самом деле представляло собой магнитофонную запись, которую контролировал экспериментатор. «Сердцебиение», которое слышали добровольцы, ускорялось, когда они смотрели на одни слайды, но оставалось прежним при взгляде на другие. Когда потом испытуемые оценивали привлекательность женщин, они называли особенно привлекательными тех, которые заставляли их сердцебиение участиться.
• Добровольцы, которым сообщали неверные результаты прохождения ими тестов, проявляли тенденцию приписывать свой предполагаемый успех собственным усилиям и способностям, а предполагаемую неудачу — внешним причинам, таким как несправедливость теста, отвлекающий шум и т.д.
• Исследователи предложили воспитанникам детского сада, которые раньше увлеченно рисовали разноцветными фломастерами, сделать это ради получения звания «хороший игрок». Детям из контрольной группы предложили порисовать, ничего не говоря о награде. Когда потом обе группы Р свободное время получили фломастеры, те испытуемые, которые раньше вознаграждались, гораздо меньше интересовались рисованием, чем члены контрольной группы. Интерпретация этого с точки зрения атрибуции была такова: дети, которые получали за рисование награду, думали: «Если меня за это награждали, наверное, не стоит считать рисование очень интересным».