Основы психологии.
Взаимное доверие
В другом случае игроку разрешалось изменить свой выбор, узнав о решении второго игрока. Иногда обоим игрокам разрешалось обмениваться сообщениями о намерениях, например: «Я буду сотрудничать и хотел бы, чтобы сотрудничал и ты.
Так мы оба можем выиграть». В соответствии с гипотезой Дейча, когда оба игрока бывали ориентированы на то, чтобы думать о благополучии другого, они вели себя с доверием (выбирали X и А) и совместно получали наибольший выигрыш, несмотря на то что один игрок рисковал многого лишиться, если второй решит его подставить. Когда же инструкция требовала наибольшего выигрыша для себя и победы в соревновании над другим, каждый игрок обычно считал, что второй тоже стремится к выгоде для себя за его счет, и делал выборы, которые были хороши для него и плохи для другого или плохи для обоих.
Обнадеживающий результат, по словам Дейча, заключается в том, что «взаимное доверие может возникать даже в таких обстоятельствах, когда участники явно не заинтересованы в благополучии ДРУГ друга, если характер ситуации заставляет их ожидать, что их Доверие не будет обмануто». Так случается, например, когда один игрок имеет возможность предложить другому систему кооперации с определенными правилами и наказаниями за их Нарушение, или когда один из игроков знает перед тем, как сделать выбор, что собирается сделать другой, или когда один игрок может влиять на выбор другого, поскольку не в интересах второго игрока нарушать договоренность.
Использование Дейчем модифицированной «Дилеммы заключенных» оказалось плодотворным для социальной психологии. По его примеру были проведены сходные исследования, в которых условия игры менялись ради изучения широкого спектра факторов, способствующих разным стилям разрешения конфликта: предполагающим кооперацию или конкуренцию. Затем Дейч начал использовать другую игру, которую он со своим коллегой Робертом М. Краусом разработал для изучения влияния угроз на разрешение конфликта.
Многие люди в конфликтных ситуациях думают, будто могут принудить другую сторону к кооперации с помощью угроз. Ссорящиеся супруги намекают на свой уход или развод в попытке изменить поведение друг друга; руководство предупреждает бастующих, что, если не удастся достичь договоренности, компания будет закрыта; при напряженных отношениях между странами на границе концентрируются войска или проводятся маневры, с помощью чего одна сторона пытается добиться уступок от другой.
Дейч и Краус придумали игру под названием «Соревнование между «Акме» и «Болт»»; в ней участвуют два игрока, выступающих в роли водителей грузовиков, один из которых работает в компании «Акме», а другой — «Болт». Приведенная карта изображает мир, в котором они взаимодействуют.