Основы психологии.
Мощное воздействие Левина на социальную психологию
(Теория поля позволила ему спланировать свои исследования, но не стала нейтральной теорией социальной психологии.) Леон Фестингер, ученик, коллега и интеллектуальный наследник Левина, говорил, что главный вклад Левина имел место в двух областях. С одной стороны, его достижением был талантливый выбор интересных и важных проблем; главным образом благодаря ему социальная психология начала заниматься такими вопросами, как групповая сплоченность, принятие группой решений, авторитарное и демократическое лидерство, техника изменений установки, разрешение конфликтов.
С другой стороны, Левин настаивал «на попытках создания в лаборатории действенных социальных ситуаций, приводящих к Значительным различиям»; его характеризовала необыкновенная изобретательность в этом. Несмотря на активизирующее влияние Левина, несколько лет социальная психология находила признание только в нескольких больших столичных университетах. В других местах по-прежнему царил бихевиоризм, и его сторонники считали социальную психологию слишком интересующейся психическими процессами, чтобы принять ее.
Однако во время Второй мировой войны нужды армии привели к проведению нескольких важных социально-психологических программ, изучавших мораль и поведение солдат; в послевоенные годы интерес к молодой дисциплине поддерживали нуждавшиеся в изучении социальные проблемы. Среди них были такие, как усиливающаяся мобильность населения и возникающие в связи с ней социальные и межличностные конфликты, поиск новых и более эффективных деловых и торговых стратегий, попытки психологов понять истоки нацистского геноцида и, в более широком плане, причины агрессии и контроль над ней, постепенное возвращение в психологию когнитивизма, деятельность сенатора Маккарти, вызвавшая рост интереса к вопросам конформизма, и увеличившиеся международные контакты, привлекшие внимание психологов к групповой динамике и теории переговоров.
В 1950-е годы социальная психология бурно развивалась и вскоре стала преподаваться на факультетах психологии практически всех университетов в Соединенных Штатах. Волнения молодежи в 1960-е годы, выступления против войны во Вьетнаме, движения чернокожих американцев, женщин, геев и другие социальные проблемы сделали социальную психологию все более значимой областью исследований. Часто, впрочем, когда бизнесмены и законодатели обращались к социальным психологам за ответами на свои вопросы, они слышали, что те еще только начинают свою работу и готовых рецептов предложить не могут.
Однако вскоре собранные учеными данные стали оказывать глубочайшее воздействие на общество, как свидетельствует такой пример. Решение Верховной суда США от 1954 года по делу «Браун против Совета по образованию» гласит, что сегрегация в школах вредно сказывается на чернокожих детях, в подтверждение чего были приведены данные многочисленных социально-психологических исследований, показывающих, что даже при равном качестве образования сегрегация приводит к возникновению у негритянских детей чувства неполноценности, низкой самооценки, антагонизма по отношению к себе. Левин, будь он жив, наверняка гордился бы делами своих последователей.