Основы психологии.
Базовый конфликт между доверием и недоверием
Благодаря взаимоотношениям с любящими родителями младенец разрешает этот кризис, учась ценить независимость и привязанность, приобретая доверие. На второй стадии, стадии раннего детства, происходит борьба между потребностью ребенка в чувстве автономности и сомнениями и стыдом.
Если ребенку позволяется делать свободный выбор и осуществлять самоконтроль под должным руководством, он разрешает этот кризис, научившись важности правил и научившись самоконтролю, проявлению воли. Так это и продолжается: каждая стадия представляет собой новый кризис, добавляющий что-то к личности, строя ее и, если прохождение каждой стадии оказывается успешным, достигая все большей интеграции Я и общества.
Ниже приведены жизненные этапы по Эриксону в виде таблицы. Каждая новая стадия представляет собой более высокий уровень развития, чем предыдущая.
Стадия: конфликт Успешное разрешение
1. Младенчество: базовое доверие против базового недоверия Доверие
2. раннее детство: автономность против стыда Сила воли и независимость
3 Возраст игры: инициатива против чувства вины Целенаправленность
4. Школьный возраст (семь — десять лет): трудолюбие против чувства неполноценности Компетентность
5. Подростковый возраст: идентичность против смешения ролей Ролевая идентичность
6. Юность: близость против изоляции Любовь
7. Средний возраст: творчество против стагнации Забота о других, продуктивность
8. Старость: цельность эго против отчаяния
Мудрость, чувство цельности, достаточно сильное для противостояния физическому угасанию Неудача в успешном прохождении каждой стадии препятствует нормальному здоровому развитию. Например, младенец, лишенный любви и заботы, может никогда не научиться доверять окружающим; этот недостаток может изменить или исказить все последующие стадии развития. Подросток, которого слишком жестко контролируют родители, не сможет успешно завершить пятую стадию и достичь независимой идентичности; полярными результатами оказываются «маменькин сынок» или неуправляемый делинквент.
Теория Эриксона сыграла большую роль в том, что возрастная психология начала изучать развитие личности на протяжении всей жизни человека. Оказала она влияние и на проведение важных Донгитюдных исследований, которые проводятся уже на протяжении Десятилетий. Третьим ее результатом явилось усиление внимания социальных психологов к проблемам пожилого и старческого возраста, связанное еще и с достижением послевоенного поколения Росла ^УМа>> взрослого и пожилого возраста, в результате чего вы - часть населения старше шестидесяти пяти лет.