Основы психологии.
Моральное развитие
Интерес к этому аспекту психического развития возник в 1908 году, когда заслуженный английский психолог Уильям Макдаугалл выдвинул теорию развития морального чувства, основывающуюся на общих положениях человеческой психологии. В 1920-е годы Пиаже начал эмпирические исследования предмета, наблюдая за играющими детьми и рассказывая им истории о небольших прегрешениях, после чего дети должны были высказать свои взгляды на справедливое наказание (например: мальчик, желая помочь отцу, наполняет его чернильницу, но при этом сажает пятно на скатерть; в другом случае мальчик, играя с отцовской чернильницей, пачкает скатерть; должно ли наказание в обоих случаях быть одинаковым?).
Пиаже пришел к заключению, что моральное поведение в контексте игры развивается в возрасте четырех-двенадцати лет и проходит три стадии, изменяясь от безусловного принятия правил, установленных родителями или старшими детьми, до понимания того, Что пРавила устанавливаются людьми и по взаимному согласию могут быть изменены. Точно так же основание для вынесения суждения о действии (например, пролитых чернилах) оказывается разным, от причиненного ущерба до намерений индивида. Работа Пиаже «Моральные суждения ребенка», появившаяся английском переводе в 1932 году, вызвала всплеск исследований морального развития в Америке, однако большинство из них касалось мелочей.
Следующий большой шаг вперед, оставивший значительный след в изучении морального развития, был сделан тремя десятилетиями позднее Лоренсом Колбергом из Гарвардского университета. Он предложил новый метод измерения морального развития и на протяжении двадцати пяти лет совершенствовал его, собирал и анализировал данные и разработал теорию шести стадий морального развития, ставшую классической; все последующие или копировали ее, или пытались опровергнуть.
Из Колберга получился бы хороший священник, если бы он не нашел своё призвание в изучении психологии морального развития Искренний и вдумчивый, обладающий теплотой и мягким чувством юмора, разговорчивый и страстный, он был полностью захвачен этическими вопросами моральной жизни. Равнодушный к внешним обстоятельствам, он представлял собой образец профессора-интеллектуала, в мешковатой мятой одежде, с растрепанными волосами, с переполненным портфелем и очками, сдвинутыми на лоб и забытыми там.
Сын преуспевающего бизнесмена, Колберг родился в 1927 год в Бронксвиле, богатом пригороде Нью-Йорка. Он учился в академии Филипса в Андовере и закончил ее, как раз когда закончилаа Вторая мировая война. Затем, вместо того чтобы поступить в кол ледж, он по зову совести стал моряком и участвовал в переправке беженцев-евреев из Европы сквозь британскую блокаду в Палестину. Этот опыт вызвал сохранявшийся у Колберга всю жизнь интерес к вопросу: когда неповиновение закону и властям оказывается морально оправданным? Он также заработал хроническую болезнь: попав в плен, он был ненадолго интернирован на Кипре, где и заразился паразитарным заболеванием кишечника, приступы которого преследовали его всю жизнь.