Основы психологии.
Как развивается альтруизм?
Ответ на вопрос «Как развивается альтруизм?», по-видимому, заключается в том, что он проистекает из сложного переплетения разных влияний: врожденной способности чувствовать дистресс при виде страданий другого человека, модели поведения, создаваемой заботой родителей о ребенке, культурными ценностями, растущей способностью ребенка представлять себе чувства другого, социального опыта (оказанная кому-то помощь позволяет видеть себя в хорошем свете и создавать такое же мнение о себе у окружающих) и суждений, основанных на знании о возможных последствиях для попавшего в беду человека в случае, если ему окажут или не окажут помощь.
Вот несколько примеров.
• В возрасте от десяти месяцев до года ребенок, увидев испытывающую боль мать, захнычет и попытается уползти прочь но к четырнадцати месяцам скорее погладит, обнимет нш поцелует ее.
• В восемнадцать месяцев ребенок постарается утешить плачущего сверстника или позовет на помощь взрослых.
• В возрасте от двух до четырех лет ребенок задает встревоженные вопросы пострадавшему, пытается утешить или позван на помощь, старается уберечь от беды других детей (предупреждая, например, об опасности).
• К семи годам большинство детей приходит на помощь незнакомому ребенку, если тот пострадал или находится в трудном положении.
• Дети старше семи лет все более охотно дают деньги или игрушки незнакомым бедным детям или помогают попавшие в беду, даже если ради этого им приходится от чего-то отказаться. Психологи видят в этих примерах определенный паттерн. Формирование альтруистического поведения проходит ряд довольно ясно отличающихся друг от друга стадий, однако существуют разногласия по поводу их числа и сути. По одному мнению, их четыре, по другому — пять; недавно специалист в области альтруизма Деннис J1.
Кребс и его коллега Френк Ван Хестерен из университета Саймона Фрезера предложили шестиступенчатую модель, состоящую из следующих стадий: (1) следование правилам, установленным властью, и потребность в личной безопасности; (2) максимизация личной выгоды в ситуации «услуга за услугу»; (3) следование ролевым и групповым ожиданиям, взаимность и кооперация; (4) чувство социальной ответственности, поведение в соответствии с интернализованными ценностями; (5) поддержка прав других людей и готовность принести жертву ради пользы другого; (6) принятие универсальных моральных ценностей и идентификация со всем человечеством.