Основы психологии.
Дисциплина
Доктор Кэролайн Зах-Векслер отметила, что психологи, к своему удивлению, обнаружили, что «даже годовалый ребенок расстраивался, когда его мать плакала, а у детей всего несколькими месяцами старше наблюдались несомненные выражения беспокойства за другого человека. Эти реакции были почти универсальны и проявлялись в предсказуемых формах в относительно предсказуемом возрасте. Отсюда я заключаю, — продолжает доктор Зах-Векслер, — что какую бы роль ни играл опыт, организм запрограммирован на то, чтобы реагировать эмпатически». Майкл Льюис и его соавторы относят появление эмпатии к более позднему возрасту, однако расхождение может быть вызвано различиями в определении эмпатии: как дистресса при виде дистресса (раннее развитие) или как попытки помочь (позднее развитие).
Точка зрения сторонников когнитивного развития. Любопытный методологический прием, использованный впервые более двух десятилетий назад, заключается в том, чтобы незаметно нанести румяна на нос ребенка, а потом подвести его к зеркалу Дети моложе двадцати месяцев в большинстве случаев или ничего не предпринимают, или пытаются коснуться пятна на зеркальном отражении; в более старшем возрасте дети, как правило, трогают собственный нос. Это считается свидетельством появления чувства самости: ребенок понимает, что отражается в зеркале он сам. В одном из недавних исследований Майкл Льюис с коллегами использовал этот прием для выяснения того, когда и почему впервые возникает чувство смущения.
Большинство детей, которые касались пятнышкa на носу, как сообщают исследователи, выглядели смущенными, критерием этого служила смущенная улыбка, отворачивание головы, нервные прикосновения к телу); те, кто не касался, смущения не проявляли. Заключение, сделанное на основании наблюдений, таково: Способность воспринимать свою самость — то, что именуется самоосознанием или отношением к себе — появляется одной из последних среди характеристик личности, примерно во второй половине второго года жизни... это когнитивная способность, позволяющая проявиться всем эмоциям самосознания, таким как смущение.
Таким образом, существуют веские свидетельства в пользу обеих точек зрения; можно предположить, что на самом деле имеет место смешение тех и других факторов. Главным направлением исследований в области личностного развития многие годы является родительский стиль. Он исследуется учеными с помощью самых разнообразных техник — наблюдения, опросов, экспериментов, корреляционного анализа, — и сделанные открытия, сразу же подхватываемые средствами массовой информации, широко известны. Ниже коротко описываются проверенные временем результаты, игнорирующие преходящую моду на тот или иной родительский стиль.
Следует не забывать, однако, что как генетические факторы, так и внешние воздействия оказывают существенное влияние на личностное развитие; приведенные ниже зависимости между поведением родителей и личностью ребенка носят лишь корреляционный характер, и к тому же не всегда сильно выраженный. Дисциплина Утверждение власти (угрозы и наказания) и отказ в любви — это формы внешнего контроля, они могут вызвать покорность (в основном пока родители следят или могут прибегнуть к санкциям). Однако дисциплина вследствие индукции (объяснение того, почему определенное действие неправильно, является нарушением принципа, отражается на чувствах другого человека) приводит к тому, что ребенок усваивает ценности родителей и делает их частью собственных стандартов; таким образом возникает самоконтроль.