Основы психологии.
Улыбка — побочный продукт привязанности
Исследователи нуждались в таком измерительном инструменте, и в конце 1960-х годов Мэри Айнсворт, бывшая коллега Боулби, перебравшаяся в Америку, придумала относительно простой тест. Известный как «Незнакомая ситуация», он стал основой изучения привязанности.
При тесте «Незнакомая ситуация» мать и ребенок помешаются в неизвестную им игровую комнату, и исследователь наблюдает за ними сквозь прозрачное только с одной стороны окно. Используется восемь различных сценариев, по одному при каждом визите. В одном случае мать ненадолго выходит из комнаты; в другом — в комнату в присутствии матери входит незнакомый человек; в третьем — незнакомый человек входит в отсутствие матери и т.д.
В возрасте от восьми месяцев до двух лет ребенок обычно плачет, когда мать выходит из комнаты («страх потерять мать»), а когда она возвращается, подбегает и цепляется за нее. (Существуют, конечно, различия темперамента, делающие одного ребенка более тревожным, чем другой; данные теста «Незнакомая ситуация» приводятся в обобщенном виде.)
Если в комнату входит незнакомый человек и не улыбается и не заговаривает, семи- или восьмимесячный ребенок обычно оглядывается на мать и через некоторое время начинает плакать («страх перед незнакомцем»), хотя в три-четыре месяца тот же ребенок, возможно, улыбнулся бы.
Страх перед незнакомцем через несколько месяцев исчезает, но страх потерять мать продолжает усиливаться до второго года жизни, а потом постепенно снижается. Существует несколько объяснений появлению и исчезновению этих Двух реакций, но наиболее распространенным является такое: увеличивающиеся умственные способности позволяют ребенку лучше оценивать ситуацию.
Страх перед незнакомцем исчезает по мере того, как ребенок делается способен вспомнить приятное общение с другими незнакомцами; страх потерять мать уменьшается по мере того, как ребенок начинает понимать, что она вернется. Изначальной целью Айнсворт было выяснить, как реагируют дети на отсутствие матери, но она неожиданно обнаружила, что еще интереснее наблюдать, как они реагируют на ее возвращение.
Некоторые радуются и подходят к матери, обнимают или прижимаются к ней; другие не обращают на мать внимания или избегают ее; третьи ежатся и бьют мать, если она пытается их обнять. Айнсворт назвала первую реакцию (ее проявляют около 70% годовалых детей) «надежной привязанностью», вторую (20%) — «тревожно-избегающей» и третью (10%)— «тревожно-сопротивляющейся привязанностью».