Основы психологии.
Эксперименты с животными
Однако психологи нашли другие способы достигать своих целей. Одним из них оказались эксперименты с животными. Подобно тому как бихевиористы пытались выявить на крысах принципы научения, которые были бы приложимы к людям, так и эволюционисты начали последовать на животных процессы взросления, общие с людьми. Широко известным примером этого явился эксперимент с только что вылупившимися гусятами, проведенный немецким этологом, нобелевским лауреатом Конрадом Лоренцем. Считалось, что гусята инстинктивно следуют за матерью; Лоренц же сделал так, что единственным движущимся объектом, который птенцы видели в первые дни жизни, был он сам; гусята стали следовать за ним и не обратили никакого внимания на гусыню, когда ее увидели.
Лоренц предположил, что в критический период взросления образ движущегося существа запечатлевается в нервной системе. Природа предназначала на эту роль мать-гусыню и не предвидела вмешательства этолога. Американский исследователь Экхард Гесс создал движущуюся и крякающую механическую утку и изучал поведение утят в ее присутствии. Если птенцы видели заводную утку сразу после того как вылупились, к ней привязывалась половина из них; если заводную утку утята видели через тринадцать — шестнадцать часов после вылупления, то привязывалось к ней более 80% птенцов. То, что казалось инстинктом, оказалось более сложным феноменом: нервная система предрасположена реагировать на движущийся объект, но импринтинг происходит на определенной стадии процесса созревания. На основании этих открытий в 1970-е годы некоторые психологи и педиатры предположили, что связь между матерью и ребенком лучше всего формируется в первые часы после рождения.
Они стали рекомендовать женщинам сразу после родов прижимать новорожденных к своему нагому телу, а не отдавать их медицинскому персоналу, который вымоет ребенка и уложит в колыбель в детской палате. Однако последующие исследования показали, что хотя в таких случаях действительно между матерью и ребенком возникает более тесная связь, усилившуюся привязанность испытывает мать. На многочисленных примерах было показано, что привязанность ребенка к матери (или к отцу или другому ухаживающему взрослому) формируется на протяжении первых четырех-пяти месяцев жизни в ответ на бесчисленные проявления заботы и внимания.
Большинство исследований созревания посвящено физическим навыкам и физическим качествам и мало дает для понимания роста разума. Однако изучение развития перцептивных способностей начинает предоставлять обоснованные фактические ответы — вместо спекулятивных догадок — на древний главный вопрос психологии: в какой мере психика определяется наследственностью, а в какой — воспитанием (или, в терминах эволюционистского подхода, созреванием в противоположность научению)?
Внимание исследователей сосредоточено на раннем детстве, когда перцептивные способности развиваются особенно быстро; целью является выяснение того, когда впервые проявляется каждая новая способность. Предполагается, что она возникает не в силу научения, а в результате созревания зрительных нервных структур и в особенности той части коры полушарий головного мозга, которая получает и интерпретирует визуальные сигналы.