Основы психологии.
Созревание
Многие специалисты в области возрастной психологии полагают, однако, что поката роль, вторую играет созревание в психическом развитии, полностью не будет исследована, невозможно узнать, в какой мере поведение является врожденным, а не приобретенным в силу ассимиляции и аккомодации. И все же как можно различить эти два влияния? С первого же дня жизни младенец не только созревает, но и учится; разделение результатов каждого из этих процессов представляет собой научную проблему первой величины.
Новорожденные, несомненно, обладают с рождения важными рефлексами, которые не могут быть почерпнуты из научения — например, поворачивают голову в ответ на прикосновение к щеке, словно ищут сосок еще до того, как узнают, что такое сосок. Однако в целом большинство изменений или новые формы поведения могут возникать или в силу созревания, или благодаря научению, или обоим этим процессам. Иногда, впрочем, природа случайно ставит опыт, который разделяет созревание и научение.
У младенцев в три-четыре месяца появляется лепет — как подготовка к речи, — но то же происходит и с глухими детьми, и это, несомненно, не является попыткой подражать услышанной речи или результатом действия какой-то иной причины. Лепет явно есть форма запрограммированного поведения, не зависящая от опыта, но возникающая спонтанно, когда нервные центры, ответственные за него, достигают определенного уровня развития. У здоровых детей лепет меняется под влиянием научения, все более и более напоминая звуки и интонации речи; у глухих же он медленно исчезает в результате отсутствия научения.
Поскольку возможности наблюдать поведенческое развитие в отсутствие научения представляются редко, на начальном этапе существования возрастной психологии некоторые психологи вошли в историю благодаря тому, что создали такие условия экспериментально. В 1932 году Миртл Мак-Гроу из Колумбийского пресвитерианского медицинского центра в Нью-Йорке убедила бедную Семью из Бруклина предоставить ей сыновей-близнецов для эксперимента. В течение двух лет Джонни и Джимми, считавшиеся однояйцовыми близнецами, проводили по восемь часов вдень пять дней в неделю в лаборатории Мак-Гроу.
Джонни получал интенсивную тренировку в области физических навыков; Джимми оставался в своей кроватке «нетронутым»: с ним даже не играли, и одновременно он мог получить всего две игрушки. Джонни еще до того, как ему исполнился год, мог карабкаться по крутому откосу плавать под водой, кататься на самокате; Джимми ничего этого не умел, но не хуже Джонни мог хватать предметы, садиться без посторонней помощи и ходить. Снимки, сделанные Мак-Гроу, показывают, как Джонни в возрасте двадцати одного месяца смело спускается с пятифутовой платформы: повисает на руках, а потом спрыгивает на мат; Джимми на гораздо более низкой платформе ежится, с опаской смотрит вниз и отказывается спускаться.