Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Стадия формальных операций

Они могут формировать гипотезы, выдвигать теории и систематически изучать возможности при разрешении загадок, тайн или научных проблем. В такие игры, как «Двадцать вопросов», они играют методично, начиная с более общих вопросов и сужая поле вероятностей; до этой стадии дети перескакивали от общих вопросов к частным и обратно, задавали пересекающиеся вопросы или повторялись. Еще более важным является то, что теперь дети могут думать не только о конкретных предметах, но и о вероятности, возможности или невозможности, о будущем, о справедливости, о ценностях.

Как говорили Пиаже и много лет сотрудничавший с ним Варбель Инельдер: Величайшим новшеством на этой стадии является то, что посредством дифференциации формы и содержания испытуемый делается способен правильно рассуждать о предположениях, в которые не верит (или по крайней мере не верит пока); Другими словами, предположения он рассматривает как чистые гипотезы. Он делается способен выводить необходимые заключения из истин, которые всего лишь возможны. Джером Каган рассматривает анализ Пиаже фундаментально новых когнитивных способностей подросткового возраста как одну из самых оригинальных идей, встречающихся в какой-либо теории человеческой природы» и источник «инсайта относительно поведения подростка, бросающего вызов традиционным объяснениям».

С одной стороны, подход Пиаже помогает понять рост числа самоубийств в ранней юности: способность представлять себс гипотетические ситуации и понимание того, что все возможности их разрешения исчерпаны, позволяют подростку заключить (верно или неверно), что он испробовал или обдумал все способы решения какой-то личной проблемы, и все они не удались. С другой стороны, способность обнаруживать противоречия в собственных представлениях или в том, во что ему велят верить, помогает понять бунтарство, гнев и тревогу подростка.

Среди самых распространенных и вызывающих глубокое беспокойство противоречий следует отметить ценность подросткового секса (он аморален и рискован, но отказ от него представляется никчемным и ненормальным), конфликтующие взгляды на отношения с родителями (подросток нуждается в их поддержке, но одновременно стремится к независимости) и т.д. В начале своей карьеры Пиаже изучал моральное развитие ребенка, однако эта работа касалась лишь возраста, предшествующего подростничеству, и отношения детей к соблюдению правил, лжи и тому подобному. Только более поздние работы по когнитивному развитию рассматривали мораль и справедливость.

В отличие от высказанного Каганом восхищения на протяжении более чем двух десятилетий существовала волна пересмотра или модификации идей и открытий Пиаже и публиковалось множество нео-, пост- и антипиажистских статей. Хотя многие из этих работ имели определенную ценность, большинство их кажутся мелкими по сравнению с трудами самого великана. Исаак Ньютон однажды сказал с ложной скромностью: «Если я видел дальше, то потому, что стоял на плечах гигантов»; так и рои психологов, поправлявших и пересматривавших теории Пиаже, поистине могли бы сказать, что видят дальше его, потому что стоят на его плечах.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум