Основы психологии.
Стадия конкретных операций
Он показывал ребенку в возрасте четырех — шести лет модель трех гор и помещал между ними маленькую куколку, а потом показывал набор фотографий, снятых с Разных позиций, и спрашивал, какую из гор видит кукла. Дети всегда выбирали фотографию, соответствующую тому, что видели они сами. Точно так же, отмечал Пиаже, дети на дооперациональной стадии с трудом представляют себе, что думают другие люди, и Часто высказываются, не понимая, что слушатель не знаком с тем, о чем они говорят. Стадия конкретных операций (семь - двенадцать лет) Примерно к семи годам дети достигают явно нового и более высокого уровня мышления.
Теперь они способны производить такие операции, как счет и классификация, могут понимать и обдумывать взаимоотношения объектов. Если ребенок на дооперациональной стадии знает слово «брат», но не может сказать, кто это такой, знает понятие «большой», но не может сказать, какой из двух крупных предметов больше, то на стадии конкретных операций оба эти действия ему доступны. Обращение процедуры в уме — еще одна конкретная операция. Когда ребенок может представить себе переливание воды из высокого узкого сосуда обратно в исходный, он овладевает понятием обратимости и вместе с ним сохранения — пониманием того, что количество не меняется с изменением формы. В этом возрасте дети также осознают, что внешние события имеют внешние же по отношению к ним причины.
Дети, находящиеся на дооперациональной стадии, могут сказать, что ночью делается темно, потому что мы ложимся спать; на стадии конкретных операций они уже говорят, что причина в закате солнца. Они также лучше могут представить себе, как вещи представляются с другой точки зрения и как думают и чувствуют другие люди. Таким образом, они могут манипулировать символами, как если бы они были теми предметами, которые обозначают, — однако только символами физических объектов и действий, а не абстрактными идеями или логическими процессами.
Дедуктивные рассуждения им недоступны. Если представить им первые два суждения силлогизма, то они не смогут последовательно (или вовсе не смогут) прийти к правильному заключению. Не способны дети на этой стадии и систематически подойти к решению задачи с несколькими переменными. Одним из самых продуктивных тестов Пиаже было решение задачи с маятником. Он показывал ребенку грузик, подвешенный на веревочке, и демонстрировал, как менять длину веревочки или вес грузика, как отпускать грузик с разной высоты или толкать его с разной силой. Потом он просил ребенка определить, какой фактор или их сочетание (длина веревочки, вес грузика, высота или сила порознь или вместе) влияли на колебание маятника.
Дети на дооперациональной стадии не составляли плана действий: они случайным образом пробовали разные действия, часто меняя несколько факторов одновременно, делая множество неправильных наблюдений и прийдя к неправильным заключениям. Дети на стадии конкретных операций, хотя действовали более систематично и аккуратно, все часто совершали ошибки по причине нелогичного мышления. Один десятилетний мальчик попытался менять длину веревочки и правильно заключил, что маятник качается медленнее, когда длина увеличивается. Потом он сравнил колебания стограммового грузика на длинной веревочке и пятидесятиграммового на короткой и пришел к неправильному выводу, что маятник качается медленнее с увеличением веса.