Основы психологии.
Дооперациональная стадия
Она обладала только двумя предшествующими схемами [выученными способами разрешения ситуации]: переворачиванием коробка с целью опорожнить его и засовыванием внутрь коробка пальцев, чтобы достать цепочку. Конечно, именно последний вариант она испробовала первым: засунула палец в коробок и попробовала дотянуться до цепочки, однако безуспешно. Последовала пауза, во время которой Люсьенна совершила очень любопытное действие. Она очень внимательно посмотрела на щель, потом несколько раз открыла и закрыла рот, сначала чуть-чуть, потом все шире и шире... Потом без колебаний она сунула палец в щель и, вместо того чтобы, как раньше, попытаться вытащить цепочку, потянула коробок, чтобы увеличить отверстие.
Теперь она добилась успеха и схватила цепочку. В это время дети также начинают размышлять о том, как достичь желательных социальных последствий. Пиаже снова приводит наблюдения за одним из своих детей: В возрасте одного года, четырех месяцев и двенадцати дней Жаклин была оторвана от игры, которую она хотела продолжать, и помещена в свой манеж, откуда ей хотелось выбраться. Она стала кричать, но безуспешно. Тогда она ясно выразила определенную потребность [сесть на горшок], хотя события предшествовавших десяти минут говорили о том, что она в этом не нуждается. Как только ее вынули из манежа, она стала показывать на игрушку, возню с которой она хотела возобновить. Ребенок приобретает рудиментарную способность воображать или предвидеть результаты определенных простых действий и проделывать в уме эксперименты проб и ошибок.
В дальнейшем, говорит Пиаже, интеллектуальное развитие продолжается «в концептуально-символической, а не чисто сенсомоторной области». Дооперациональная (от 18-24 месяцев до семи лет) стадия Теперь ребенок быстро накапливает образы, концепции, слова и обретает способность лучше говорить и думать о внешних объектах и событиях в символической форме. Двухлетний ребенок возит по полу кубик и подражает гудению мотора; трехлетний притворяется, будто пьет из пустой игрушечной чашки. Сначала ребенок, который учится говорить, рассматривает предметы и их названия как одно и то же (двухлетний малыш видит птицу и говорит «птица», а если взрослый скажет «птица», ребенок спрашивает: «Где птица?»), но постепенно усваивает, что слово — это символ, оторванный от row Что обозначает.
С этого момента ребенок становится способен говорить и думать об отсутствующих предметах и о прошлых или будущих событиях. Однако внутреннее представление о мире у ребенка еще примитивно; оно лишено таких организующих концепций, как причинность, качество, время, обратимость, сравнение и перспектива. Ребенок не способен производить умственные операции, включающие эти идеи; поэтому стадия и называется дооперациональной. (Под операцией Пиаже понимал любое умственное действие, которое преобразует информацию для какой-то цели. Классификация, подразделение, опознание частей целого, счет — все это типичные операции.)
Именно поэтому пятилетний ребенок думает, что шесть пуговиц, разложенных в ряд, — это больше, чем шесть пуговиц в кучке, а воды в высоком узком сосуде больше, чем в низком и широком. Даже когда дети учатся считать, они некоторое время не схватывают идею о том, что 2x3 должно равняться 3x2. Если ребенку показать охапку цветов, большая часть которых — желтые, и спросить: «Чего тут больше — цветов или желтых цветов?», — он ответит: «Желтых».