Основы психологии.
Стадии развития человеческой психики
Время от времени накопление небольших изменений, таких, как открытие коммуникативности, приводит к относительно резкому переходу на другой уровень мышления. Представление о том, что человеческая психика развивается поэтапно, не было впервые высказано Пиаже — то же самое раньше говорили другие психологи, — но Пиаже был первым, кто выявил и описал эти этапы на основании наблюдений и экспериментальных исследований.
Согласно теории Пиаже, четыре основные стадии (существует множество субстадий) следующие: сенсомоторная (от рождения до 18—24 месяцев), дооперациональная (от 18—24 месяцев до семи лет), К конкретных операций (от семи до двенадцати лет) и Ш формальных операций (старше двенадцати лет). Возраст определяется в среднем: Пиаже хорошо знал, что существуют индивидуальные различия. Однако он утверждал, что Последовательность стадий неизменна: каждая стадия — необходимое основание следующей.
Вот что происходит на каждой стадии (подробности изложены в работах; все авторы ссылаются на работы Пиаже, которые труднодоступны в силу специфики изложения):
Сенсомоторная стадия (от рождения до 18-24 месяцев) Сначала младенцы воспринимают тол ько собственные ощущения и не соотносят их с внешними объектами. Они даже не связывают образы собственных рук с ощущением их движения и только постепенно, методом проб и ошибок, обнаруживают, как сделать, чтобы движение с целью схватить игрушку совпало с тем, что они видят. Даже когда движения становятся более целенаправленными и точными, дети не представляют себе, что такое предметы вокруг них или к каким последствиям приведут их действия.
Поэтому дети экспериментируют: сосут, трясут, стучат, бьют или бросают объекты, таким образом обретая новые знания, которые приводят к более осмысленным и целенаправленным действиям. Благодаря такому опыту в сочетании с увеличивающимся объемом памяти (отчасти связанным с продолжающимся созреванием мозга) дети создают запас умственных образов. Поэтому-то они осознают к концу первого года жизни, что спрятанный предмет продолжает существовать, даже хотя восприятие его отсутствует.
Пиаже назвал это овладением принципом сохранения объекта. К концу данной стадии дети начинают пользоваться запасом образов и информации для разрешения проблем, касающихся физических объектов; они думают о том, что может произойти, а не полагаются исключительно на манипулирование предметами. Пиаже, молодой отец, с гордостью описывал пример таких размышлений со стороны его шестнадцатимесячной дочери Люсьенны. Играя с нею, он поместил цепочку от часов в пустой спичечный коробок, предусмотрительно оставив его слегка приоткрытым.