Основы психологии.
Всемирная известность Пиаже
После кратковременной работы в двух психологических лабораториях в Цюрихе он отправился в Париж, прослушал несколько курсов в Сорбонне и был рекомендован Теодору Симону (коллеге Бине), который поручил ему стандартизацию некоторых тестов рассуждений у парижских детей в возрасте пяти — восьми лет. В течение двух лет Пиаже занимался этим — и многими другими вещами тоже. Его интересовало не просто то, в како^ возрасте дети могли давать правильные ответы на вопросы теста, г почему в более раннем возрасте они все делал и одни и те же ошиб ки.
Пиаже вовлекал детей в разговор, задавал им вопросы об окру жаюшем мире, внимательно выслушивал их объяснения и предла гал им простые задачи собственного изобретения; все это и сталс основой его метода исследований, которому Пиаже следовал век жизнь. В своей автобиографии он удовлетворенно отмечал: «Наконец я нашел свою область исследований». В тот момент своей целью на ближайшие пять лет (на деле оказалось ближе к шестидесяти) Пиаже считал разработку «своего рода эмбриологии интеллекта».
Об этом он говорил метафорически: он вовсе не связывал рост интеллекта с созреванием нервной системы, а относил развитие за счет приобретения разумом опыта и тех трансформаций, которые им вызываются. Пиаже с молодого возраста занимал многочисленные высокие академические и научные должности. Еще не достигнув тридцати лет, он стал руководителем исследований Института Руссо в Женеве и оставался им на протяжении пяти лет; следующие пять лет он проработал профессором Невшательского университета; потом снова вернулся в Женеву как со-директор, а затем директор Института Руссо и профессор Женевского университета.
После этого он несколько лет был профессором Сорбонны, а с 1956 года возглавил вновь организованный Центр генетической эпистемологии при Женевском университете («генетическая эпистемология», термин, введенный Пиаже, не имела никакого отношения к генетике: под ней подразумевалось интеллектуальное развитие). На всех этих должностях, а также на тротуарах, в парках, в собственном доме (у Пиаже было трое детей, он женился на одной из своих учениц из Института Руссо) он вел бесконечные исследования, изучая разные возрастные периоды, и в конце концов составил полную картину психического развития от первых недель жизни до подросткового возраста.
В постоянно публикуемых книгах и статьях (написанных, к сожалению, чрезвычайно напыщенным языком) Пиаже представил миру психологии множество замечательных открытий и ценных данных; его теория преобразовала изучение детей в возрастную психологию. Пиаже приобрел всемирную известность, его работы цитируются в психологической Литературе чаще, чем чьи-либо еще (за исключением Фрейда); (Пиаже получил почетные степени во многих ведущих университетах и был награжден премией Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в психологию. Всего этого он достиг, не имея систематического образования или степени в области психологии.