Основы психологии.
Глоссарий Р-С
Работающий Я (Working self) — понятие, введенное Конвэем для характеристики того, как накапливаются и используются автобиографические знания.
Рабочая память (Working memory) — термин, используемый для обозначения ряда сложных заданий, оценивающих объем памяти и требующих одновременного хранения и обработки информации.
Различие между доступностью и присутствием (Accessibility/availability distinction). «Доступность» — термин, характеризующий легкость, с которой можно в данный момент времени вспомнить то, что хранится в памяти. «Присутствие» — термин, характеризующий отличительный признак, который указывает на присутствие или на отсутствие следа в памяти.
Разрушение следа (Trace decay) — постепенное ослабление воспоминаний, являющееся следствием простого течения времени.
Распознавание на основании узнаваемости (Familiarity-based recognition) — быстрый, автоматический процесс распознавания, основанный на восприятии силы памяти. Сторонники дуалистической модели считают, что узнаваемость не зависит от контекстуальной информации, характеризующей распознавания.
Распределение ресурса (Resource sharing) — использование ограниченного объема внимания для одновременного выполнения двух или большего числа действий.
Распределенное научение (Distributed practice) — разделение процесса научения на большее число более коротких сессий в противоположность концентрированному научению, предполагающему меньшее число более продолжительных обучающих сессий.
Регулирование эмоций (Emotion regulation) — управляемые целями мониторинг, оценка, изменение и проявление эмоциональных реакций человека и воспоминаний об эмоциональных событиях.
Редукционизм (Reductionism) — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных более простым явлениям (например, психологические явления объясняются физиологическими законами, физиологические явления - химическими законами, химические явления - законами физики).
Режим извлечения (Retrieval mode) — когнитивный настрой, или предрасположенность, которая ориентирует человека на извлечение информации из памяти, гарантируя, что стимулы интерпретируются как способствующие этому признаки.
Реконструктивная память (Reconstructive memory) — активный и дедуктивный процесс извлечения информации из памяти, в ходе которого пробелы в памяти заполняются на основе предшествующего опыта, логики и целей.
Реминисцентная терапия (Reminiscence therapy) — метод, помогающий пациентам справляться с прогрессирующей амнезией с помощью фотографий и других напоминаний об их прошлой жизни.
Реминисцентный подъем (Reminiscence bump) — тенденция, проявляющаяся в том, что люди старше сорока лет хорошо помнят события своей жизни, относящиеся к времени их юности.
Реминисценция (Reminiscence) — воскрешение в памяти забытого без повторного заучивания или постепенный процесс усовершенствования способности воскрешать в памяти события прошлого.
Ретроактивная интерференция (Retroactive interference) — тенденция, проявляющаяся в том, что более свежая информация препятствует воспроизведению более старой похожей информации.
Ретроградная амнезия (Retrograde amnesia) — невозможность доступа к событиям, имевшим место в прошлом.
Ретроспективная память (Retrospective memory) — память на людей, на слова и на события, с которыми мы встречались или которые переживали в прошлом.
Свободное воспроизведение (Free recall) — экспериментальный метод, основанный на предъявлении испытуемым перечня объектов, который они потом должны воспроизвести в произвольном порядке.
Связывание (Binding) — термин, используемый для обозначения объединения отдельных признаков объектов в целое (например, красного цвета и квадратной формы в красный квадрат) или событий — в последовательные эпизоды.
Семантическая деменция (Semantic dementia) — прогрессирующее слабоумие, вызванное постепенной деградацией семантической памяти.
Семантическая память (Semantic memory) — система, которая, как полагают, хранит аккумулированные знания о мире.
Семантическое кодирование (Semantic coding) — это такая обработка информации с точки зрения ее смысла, которая связывает ее с другой информацией, сохраненной в долговременной памяти.
Сенсорная память (Sensory memory) — кратковременное хранение информации внутри специфической модальности.
Синдром ложной памяти (False memory syndrome) — термин, используемый для описания ситуаций, в реальности которых вспоминающий убежден, но которых на самом деле не было; в первую очередь это относится к сексуальному насилию в детстве.
Синестезия (Synesthesia) — явление восприятия, состоящее в том, что при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств.
Система ввода визуально-пространственной информации (Visuo-spatial sketchpad) — компонент модели Баддли и Хитча, который, как полагают, ответствен за временное хранение визуальной и пространственной информации.
Системная консолидация (System consolidation) — процесс постепенной реорганизации зон мозга, поддерживающих память. Процесс, в результате которого информация консолидируется в мозге, заключается в переносе из одной анатомически обоснованной системы в другую.
Слепота в отношении слепоты к изменениям (Change blindness blindness) — неоправданно оптимистическая вера в то, что люди редко страдают слепотой к изменению.
Слепота к изменению (Change blindness) — неспособность заметить даже весьма значительные изменения объектов, находящихся в поле зрения, если в момент изменения восприятие было прервано морганием, переводом взгляда или краткосрочным экранированием.
Слоги, лишенные смысла (Nonsense syllables), — произносимые вслух, но лишенные смысла триплеты звуков согласный—гласный—согласный, предназначенные для изучения процесса научения без осложняющего фактора — смысла.
Случайное научение (Incidental learning) — ситуация в научении, когда обучающийся не знает, что ему предстоит тестирование.
Совместное ингибирование (торможение) (Collaborative inhibition) — феномен, заключающийся в том, что группа индивидов совместно вспоминает значительно меньше материала, чем сумма воспоминаний каждого члена группы в отдельности.
Спонтанное восстановление (Spontaneous recovery) — термин, пришедший из литературы об условных рефлексах и обозначающий возобновление через некоторое время прекратившейся условной реакции. Точно так же с течением времени восстанавливаются и забытые декларативные воспоминания.
Субъективная организация (Subjective organization) — стратегия, посредством которой учащийся старается упорядочить (организовать) неструктурированный материал, чтобы лучше усвоить его.
Сценарий (Script) — разновидность схемы, относящаяся к типичной последовательности событий в различных распространенных ситуациях (например, при посещении ресторана).