Основы психологии.
Идеи Голлвитцера
В большинстве исследований, целью которых было ее тестирование, предполагалось выполнение одного-единственного задания при полном отсутствии каких бы то ни было отвлекающих моментов. Вы согласитесь со мной, что это не совсем то, что происходит в реальной жизни, когда мы одновременно стараемся достичь нескольких целей и нас постоянно отвлекают. Экспериментальные условия не соответствуют условиям жизни большинства студентов, которые одновременно стремятся к академическим успехам и ведут активную социальную жизнь.
Как можно продвинуться от постановки целей к их достижению в мире, полном сложностей и событий, отвлекающих внимание? Именно этим вопросом заинтересовался Питер Голлвитцер. Введенное им ключевое понятие план реализации намерений «конкретизирует, когда, где и как нужно вести себя, чтобы достичь поставленных целей» (Gollwitzer, 1999, р. 494; см. также гл. 15). Мы рассмотрим идеи Голлвитцера в контексте конкретного примера. Предположим, что некая студентка по имени Натали решила в ближайшую субботу посвятить четыре часа подготовке к предстоящему экзамену. Однако на пути к реализации этого намерения возникли преграды.
Обычно Натали ежедневно не-сколько часов проводит в разговорах со студентами, живущими с ней в одной квартире, кроме того, она любит смотреть телевизор. Следовательно, существует реальная угроза того, что Натали отвлекут от занятий и дело кончится тем, что она выучит значительно меньше, чем собиралась. Что должна сделать Натали, чтобы реализовать свои планы? Согласно теории Голлвитцера (Gollwitzer, 1999), именно в такой момент «на сцену выходит» план реализации намерений. Возможны два варианта реализации намерений:
1) «когда кто-нибудь из соседок постучит в мою дверь, я скажу ей, что мы встретимся в баре в восемь часов»;
2) «если я узнаю, что по телевизору будет что-то интересное, попрошу своих соседок записать передачу и посмотрю ее потом». Согласно Голл- витцеру, вероятность достижения большинства целей значительно возрастет, если люди позаботятся о реализации своих намерений.
Свидетельства в пользу того, что план реализации намерений снижает подверженность всевозможным отвлечениям, представлены в: Gollwitzer, 1999. Когда студенты колледжа выполняли задание по арифметике, их внимание отвлекали рекламные ролики, получившие награды. Они негативно сказались на результатах студентов, которые подумали: «Я не позволю себе отвлекаться!»
План реализации намерений: «Если появится отвлечение, я буду его игнорировать!» оказался более эффективным средством борьбы с отвлечением, чем план реализации намерений: «Если появится отвлечение, я буду заниматься своим делом с удвоенной энергией!» Если вы не хотите, чтобы вас отвлекали, лучше сосредоточьтесь на создании такого плана реализации намерений, который предусматривает игнорирование отвлечений, а не наращивание усилий. Дальнейшие доказательства действенности планов реализации намерений были получены Голлвитцером и Брандстаттером (Gollwitzer & Brandstatter, 1997), которые поставили перед студентами цель — в течение 48 часов после Рождества написать о том, как они отметили этот праздник.
Половина участников исследования составили план реализации намерений, в котором указали, где и когда собираются писать свой отчет. Цели написать отчет вскоре после Рождества достигли 75% студентов, составивших план реализации намерений, и лишь 33% студентов, не составивших его. Почему план реализации намерений столь эффективен в том, что касается достижения поставленных целей? По мнению Голлвитцера, формирование плана реализации намерений сродни выработке «определенной привычки» (Gollwitzer, 1999).
Наши привычки (например, обед в час дня, встречи с друзьями в кафе) надежно «запускаются» релевантными признаками, дающими информацию о том, где и/или когда совершаются те или иные действия. Точно так же план реализации намерений конкретизирует, где и когда мы поступим так, чтобы достичь поставленных нами целей.