Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Внимание, интерес, знания

Он начал с того, что попросил мальчика передать сообщение человеку, живущему на другом конце деревни. Сообщение содержало десять элементов, и вся процедура заняла две минуты. Мальчик допустил две существенные ошибки; примерно того же можно было ожидать от его американского или английского ровесника. Аналогичный вывод был сделан и после тестирования памяти взрослых свази.

После этого один из фермеров предложил позвать его скотника и протестировать его память на крупный рогатый скот. Скотника попросили перечислить все покупки крупного рогатого скота, которые фермер сделал в минувшем году, и вспомнить как можно больше подробностей. Плюхнувшись на землю, скотник быстро перечислил девять сделок, типичными из которых являются следующие покупки: «У Мбимбимасеко — один молодой черный бычок с белой кисточкой на хвосте за два фунта [около $4]; у Ндода Кед ели — одну молодую рыжую телку с белым животом, теленка рыжей коровы, за один фунт [около $2]».

Когда сверили то, что сказал скотник, с записями фермера, оказалось, что он допустил всего две неточности: в одном случае цена была меньше на 10 шиллингов [около $1], а в другом — животное было другого цвета. Причина его удивительной памяти на сделки, связанные с покупкой скота, ни одну из которых он сам не заключал, кроется в необыкновенном интересе свази к крупному рогатому скоту, который играет чрезвычайно важную роль в социальной структуре этого народа. То, о чем написал Бартлетт, — пример одного из самых важных обобщений, касающихся памяти: информацию любого типа лучше других запоминают те, для кого она представляет больший интерес.

Разумеется, те, кто больше интересуются тем или иным вопросом, как правило, и больше знают о нем. Иными словами, чем больше знаний по данному вопросу есть у человека, тем легче ему связать с ними новую информацию (см. гл. 5). Например, Моррис, Грюнберг, Сайкс и Меррик (Morris, Gruneberg, Sykes & Merrick, 1981) предъявили участникам эксперимента вымышленные результаты футбольных матчей. Коэффициент корреляции знаний испытуемых о футболе с тем, как они запомнили эти результаты, — + 0,81, что свидетельствует о том, что знания являются мощным прогностическим фактором человеческой памяти.

Мотивация

Одной из наиболее влиятельных теорий человеческой мотивации является теория постановки целей. Изначально она была сформулирована Эдвином JIOKOM (Edwin Locke, 1968) и впоследствии модифицирована (Locke & Latham, 2002). Ключевое положение теории постановки целей заключается в том, что сознательные цели оказывают решающее влияние на мотивацию и поведение людей. Иными словами, чем более трудные цели мы ставим перед собой, тем активнее стремимся к их достижению. Вуд, Менто и Лок выполнили обзор 192 исследований, в которых тестировалась эта гипотеза, и пришли к выводу о том, что результаты 175 из них подтверждают ее справедливость (Wood, Mento & Locke, 1987).

Разумеется, мотивация — это нечто большее чем просто постановка труднодостижимых целей. Не менее важным фактором является и приверженность им. Бессмысленно ставить перед собой цель блестяще сдать экзамен по разделу психологии, посвященному памяти, если вы не намерены полностью посвятить себя ее достижению. Важно также, чтобы цели, которые вы ставите перед собой, были ясными и конкретными. Нужно стараться избегать таких туманных формулировок, как, например, «хорошо учиться». Латэм (Latham, 2003, р. 309) очень лаконично сформулировал некоторые ключевые моменты теории постановки целей: цель должна быть «конкретной, измеряемой, достижимой, релевантной и ограниченной во времени».

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум